Гамбургер (иконка)


«Гамбургер» — устоявшееся название иконки[1][2], состоящей из трёх параллельных горизонтальных линий, символизирующих список меню. В начале 2010-х годов она стала стандартом изображения кнопки меню в графическом пользовательском интерфейсе[1][2][3][4]. Название «гамбургер» произошло из-за того, что три линии иконки напоминают три слоя гамбургера.

Иконка была придумана дизайнером Нормом Коксом для системы Xerox Star[en], вышедшей в 1981 году[1]. По его словам, он хотел создать простое, чёткое, функционально запоминающееся изображение, которое было бы похоже на список[1].

Новое рождение иконка получила в конце 2000-х годов, когда она начала использоваться в интерфейсах приложений для мобильных устройств[1]. Наиболее популярна она стала после того, как появилась в приложении Facebook для iPhone в 2010 году[1][5]. В настоящее время иконка встречается в большом количестве приложений (VK, Uber, HeadHunter и других), программ и сайтов (Time.com[6]), и является стандартом индустрии для отображения кнопки меню навигации[1].

Некоторые дизайнеры критикуют использование иконки «гамбургер» для отображения кнопки меню и советуют найти ей замену, так как считают, что не для всех пользователей интуитивно понятно такое значение иконки, из-за чего они не попадают на страницы с меню и не могут найти интересующую их информацию[1][4][7][8]. Проведённые A/B-тестирования показали, что замена этой иконки, например, на слово «menu», повышает узнаваемость и эффективность[5][9][10].

Другая группа специалистов считает, что из-за нахождения иконки постоянно на виду у пользователей, к ней со временем всё больше привыкают, и она постепенно становится неотъемлемой частью визуальной среды[11], а эксперимент, проведённый дизайнерами мобильного приложения сервиса Booking.com, показал, что замена иконки на слово «menu» не оказала существенного влияния на поведение пользователей, и «гамбургер» столь же эффективен и понятен, как и кнопка с текстовым описанием[2].