Гандольфи, Гектор Петрович


Гектор (Этторе) Петрович Гандольфи (итал. Ettore Gandolfi; 1862, Биелла[1], Италия — 19 июля 1931, Москва) — итальянский оперный певец (бас), российский и советский вокальный педагог, профессор Киевской и Московской консерваторий. Заслуженный артист Республики (1927)[2].

По происхождению итальянец. Родился в Биелле[к 1] недалеко от Турина в семье филолога[1]. Отец желал, чтобы сын был математиком, поэтому Этторе поступил в Пизанский университет. Однако он сам хотел стать виолончелистом и несмотря на запреты отца голосом изображал виолончельный звук, решая математические задачи. Отец, заметив способности сына, разрешил ему попробовать себя в музыке[3].

Пению обучался в Неаполитанской консерватории у Доменико Скафати и Джорджо Мичели. В 1882 году дебютировал как оперный певец, выступал в театрах Италии, Испании, Великобритании, в странах Скандинавии, России, Северной и Южной Америки. Оперную карьеру завершил в 1908 году, после чего участвовал в камерных концертах и занимался педагогической деятельностью[1].

Голос Гандольфи отличался силой и красивым тембром. Певец обладал высокой исполнительской техникой и разнообразием репертуара. Наиболее удачные партии — Дон Жуан в одноимённой опере Моцарта, Дон Базилио в «Севильском цирюльнике», Мефистофель в «Фаусте», Филипп II в опере «Дон Карлос», Марсель в «Гугенотах»[1][2]. В камерной музыке, помимо произведений композиторов родной для него Италии, Гандольфи любил сочинения иностранных композиторов: Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, В. А. Моцарта[3].

С 1904 года преподавал в Берлинской академии пения. В 1907 году приехал в Россию, работал в Киевском музыкальном училище, затем перешёл в Киевскую консерваторию. В 1913 году стал профессором. В 1923 получил приглашение в Московскую консерваторию, в которой работал до 1927 года. Одновременно обучал студентов музыкальных техникумов имени Скрябина и имени Гнесиных. В 1927 году удостоен звания заслуженного артиста Республики[1][2].

В соответствии с собственным певческим голосом, Гандольфи в основном обучал басов и баритонов. Тем не менее, он работал и с тенорами, и c певицами-женщинами. Он был убеждён, что научить петь можно каждого, и неоднократно доказывал это на практике. В работе с учениками Гандольфи стремился к выработке ровного, свободного и естественного звучания, не признавал фальцет и требовал точного соблюдения авторского замысла произведений[3].