Гаосэн чжуань


«Гаосэн чжуань» (кит. трад. 高僧傳, пиньинь Gāosēng zhuàn, «Жизнеописания достойных монахов» или «Жизнеописания Высоких наставников») — памятник буддийской исторической литературы, важнейший источник по истории раннего китайского буддизма в тринадцати частях, созданный в конце V — начале VI вв. Составитель — Хуэйцзяо (кит. 慧皎, 497-554)

Также в сборник вошли авторское предисловие, послание первого критика «Гаосэн чжуань» Ван Маньина автору, ответное письмо Хуэйцзяо и памятная записка о последних годах его жизни.

В отношении насыщенности фактами и исторической достоверности «Гаосэн чжуань» не уступает образцам официальной китайской историографии того времени. В сборнике выражено представление о единстве буддизма в Индии и Китае (вместо традиционного китайского противопоставления «Китай — варвары»), его всеобщности вне зависимости от деления на школы. От «Гаосэн чжуань» берёт начало буддийская биографическая традиция в Китае, а также в Корее и Японии.

Сборник «Гаосэн чжуань» был написан во времена государства Южная Лян. Впоследствии, при империи Тан Даосюань составил «Сюй гаосэн чжуань» («Продолжение жизнеописаний достойных монахов») в 30 цзюанях, при империи Сун Цзаньнин составил «Сун гаосэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов эпохи Сун») в 30 цзюанях, при империи Мин Жусин составил «Да Мин гаосэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов эпохи Великой Мин») в 8 цзюанях. Вместе эти четыре сборника известны как «Сы чао гаосэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов четырёх династий»).