Гаррисберг


Га́ррисберг[1][2] (англ. Harrisburg) — столица американского штата Пенсильвания и административный центр округа Дофин, на реке Саскуэханна, в 169 км к западу от Филадельфии. Находится в центре крупной агломерации с населением около 530 тыс. жит. (2010), из них в пределах городской черты проживает 54,5 тыс.

До белой колонизации район населяло племя саскуэханноков, занимавшееся примитивным земледелием, охотой и собирательством, основой благосостояния племени было посредничество в меновой торговле между индейскими племенами, населявшими бассейны рек Делавэр и Огайо. Первое документально подтверждённое посещение этих мест европейцами произошло в 1608 году, когда сюда прибыла английская экспедиция под предводительством знаменитого Джона Смита.

Основатель города — валлийский торговец Джон Харрис — поселился на месте современного города в 1718 г., ведя торговлю с индейцами и поддерживая в рабочем состоянии переправу через Саскуэханну. Деревенька под названием Harris' Ferry («Харрисов паром») была переименована в 1785 г. в Луисбург (Louisbourg) в честь короля Людовика XVI. Это название не прижилось, и уже в 1791 г., когда оно официально обрело статус города, поселение именовалось Гаррисберг.

Гаррисберг был одним из пунктов, через который шло заселение эмигрантами территорий к западу от побережья. Его транспортное значение возросло с открытием Пенсильванского канала (1834), строительством железной дороги (1836) и магистрали до Питтсбурга (1847). В 1812 г. в Гаррисберг была перенесена столица штата, в 1827 г. здесь было проведено Национальное собрание по тарифам, которое одобрило политику протекционизма, а в 1839 г. на первом общенациональном съезде партии вигов на пост президента был выдвинут Уильям Генри Гаррисон.

Во время Гражданской войны Гаррисберг, как важный транспортный узел, связывавший Северо-Восток со Средним Западом, был одной из целей наступлений южан в 1862 и 1863 годах. Во время Геттисбергской кампании, отчаянной попытки генерала Ли переломить ход войны с многократно превосходящим противником, разведотряд конфедератов был остановлен всего в 2 милях от города. Это считается самым северным сражением той войны.

Развитие Гаррисберга в последней трети XIX века тесно связано с чёрной металлургией. Наличие рабочих мест привлекало в город множество иммигрантов, строились офисные здания, был запущен городской трамвай. С 1920-х начался упадок города, промышленные предприятия закрывались, белые жители переезжали в пригороды, центр города превратился в негритянское гетто. В настоящее время город является банкротом, а для большей части жителей основным доходом являются социальные выплаты.