Гасконь (линкор)


«Гасконь» (фр. Gascogne) — проект четвёртого линкора французского флота типа «Ришельё» (classe Richelieu). Назван в честь одноимённой провинции. Планировался к закладке в 1939—1941 годах. В 1940 году строительство было отменено.

Проект этого корабля претерпел серьёзные конструктивные изменения — например, одна из башен переместилась на корму — и мало напоминал предшественников, поэтому в некоторых источниках «Гасконь» выделяют в отдельный тип линкоров.

По состоянию на 1938 год уже были заложены два линкора типа «Ришельё». В то время как немцы нагнетали обстановку вокруг Судетского кризиса, 2 мая 1938 года французское правительство заказало к постройке ещё два 35 000-тонных линкора этого типа. Корабли получили названия «Клемансо» (Clemenceau) и «Гасконь».

Первый из них был заложен по слегка изменённому первоначальному проекту в конце 1938-го — начале 1939-го годов в Бресте. Линкор «Гасконь» готовился к закладке 16 июня 1939 года. Из-за недостатка материалов, а также занятости верфей строительством других крупных кораблей закладку перенесли на апрель 1940 года.

В это время для улучшения весовых показателей проектируемого линкора «Гасконь» было выдано задание фирме «Луар». В процессе работы предполагалось изменить расположение зенитных орудий, орудий главного калибра и снизить вес корабля. По габаритным размерам новый проект линкора «Гасконь» должен был повторять размеры «Ришельё». Башни главного калибра стали располагаться по традиционной схеме — в носу и в корме. Изменилось и расположение башен среднего калибра: две располагались теперь возвышенно над носовой башней, а третья — над кормовой. Более удачно расположили зенитные орудия за счёт переноса башен 152-мм пушек. 37-мм спаренные автоматы располагались в закрытых установках. Из-за перемещения вооружения была увеличена броневая цитадель. С целью снижения веса было решено уменьшить броню главного пояса с 330 до 320 мм и броню главной палубы со 150—170 до 140—150 мм. Бронирование башенных барбетов увеличили до 150—155 мм. Энергетическая установка была смещена на 19,4 метра к носу.

Авиационное вооружение состояло из трёх гидросамолётов NC.420 фирмы SNCAC в подпалубном ангаре; за ангаром находились кран для подъёма гидросамолётов с воды и две поворотные катапульты.