Линейные корабли типа «Ришелье»


«Ришелье» — тип линейных кораблей французского флота. Назван в честь кардинала Ришельё. Построено 2 единицы: «Ришелье» (Richelieu) и «Жан Бар» (Jean Bart). Линкор «Клемансо» (Clemenceau) остался недостроенным, а линкор «Гасконь» существовал только в проекте[2].

В 1922 году состоялась Вашингтонская конференция, которая ограничила строительство линейных кораблей. По её условиям водоизмещение линейных кораблей не могло превышать 35 000 длинных тонн (35 560 т), а главный калибр 406 мм. Соглашение также ограничивало общий тоннаж, порядок строительства новых кораблей и устанавливало десятилетний перерыв в строительстве новых линкоров. По условиям Вашингтонского соглашения Франция и Италия имели возможность первыми начать строить линкоры, общим водоизмещением 70 000 дл. тонн. В 1932 году, после долгих «линкорных каникул» во Франции был заказан новый линкор «Дюнкерк», стандартным водоизмещением в 26 500 длинных тонн и основным вооружением из восьми 330-мм орудий. Он должен был стать ответом на строительство в Германии «карманных линкоров» типа «Дойчланд» водоизмещением 10 000 т и с вооружением из шести 283-мм орудий. «Дюнкерк» стал предвестником нового поколения быстроходных линкоров. И хотя его водоизмещение и главный калибр орудий были ниже разрешенных Вашингтонским соглашением (35 000 т и 406 мм), его появление вызвало ответные меры возможных противников[3].

Германия обнародовала планы по строительству «Графа Шпее» — третьего «карманного линкора» типа «Дойчланд» и планировала закладку ещё двух. Италия, также как и Франция, по условиям Вашингтонского соглашения могла построить линкоры общим водоизмещением 70 000 т[3]. Первоначально она рассматривала варианты строительства трех линкоров водоизмещением по 23 000 т с шестью 381 мм орудиями. Но строительство французского «Дюнкерка» поломало эти планы. Французский линкор по скорости и вооружению был сильнее любого старого итальянского линкора, при сравнимом с ними уровне бронирования. Временным ответом Италии стала коренная модернизация двух старых линкоров типа «Кавур», начатая в 1933 году. А 11 июня 1934 года Итальянское информационное агентство «Agenzia Stefani[англ.]» обнародовало планы по строительству Италией двух новых линкоров[4]. Они должны были нести девять 381-мм орудий, 350-мм броневой пояс и иметь максимальную скорость 30 узлов при нормальном водоизмещении в 35 000 т. Эти линкоры должны были быть заложены после окончания срока действия Вашингтонского соглашения (31 декабря 1936 года)[5].