ARA General Belgrano (C-4)


ARA General Belgrano (C-4)лёгкий крейсер военно-морских сил Аргентины, потопленный в мае 1982 года британской подводной лодкой в ходе Фолклендской войны. Потопление крейсера вызвало широкий международный резонанс.

«Генерал Бельграно» был спущен на воду в США в 1938 году под названием «Феникс». Крейсер находился в гавани Перл-Харбора во время налёта японской авиации 7 декабря 1941 года. В дальнейшем участвовал в боевых действиях на Тихом океане. После окончания Второй мировой войны «Феникс» был выведен из состава ВМС США, и 12 апреля 1951 года[1] продан Аргентине за 7,8 млн долларов. В аргентинских ВМС крейсер получил название «17 октября», а в 1956 году переименован в «Генерал Бельграно», в честь генерала Мануэля Бельграно, участвовавшего в войне за независимость от Испании в XIX веке.

Крейсер «Генерал Бельграно» входил в состав аргентинской оперативной группы 79.3, которая 26 апреля 1982 года вышла из порта Ушуая навстречу приближавшемуся к Фолклендам британскому флоту.

30 апреля группировка была обнаружена британской атомной подводной лодкой «Конкерор» (англ. Conqueror — «Завоеватель»), совершавшей патрулирование в районе островов.

1 мая подводная лодка приблизилась к аргентинской опергруппе, продолжая оставаться незамеченной. На этот момент аргентинские корабли находились за пределами 200-мильной (370 км) военной зоны, объявленной Великобританией (и было сделано официальное заявление о том, что любой аргентинский корабль в этой зоне будет потоплен). Несмотря на это, британцы сочли группу представляющей угрозу для своего флота. После консультаций с министрами своего кабинета Маргарет Тэтчер лично отдала распоряжение об атаке на корабли противника.

2 мая 1982 года в 15 часов 57 минут субмарина «Конкерор» произвела залп тремя торпедами, две из которых попали в «Генерал Бельграно». Считается, что основная часть смертей членов экипажа произошла в результате взрыва одной из торпед. Пожара не возникло, однако крейсер был обесточен. В 16 часов 24 минуты аргентинский капитан Эктор Бонсо отдал приказ экипажу покинуть корабль. По официальной версии, корабли сопровождения — эсминцы «Иполито Бушар» и «Пьедра Буэна», в сильном тумане потеряли визуальный контакт с крейсером[3] и не смогли организовать поиск и преследование «Конкерора».