Генерал (паровоз)


«Генерал» (англ. General) — американский паровоз типа 2-2-0 (амер. англ. 4-4-0 «American»), выпущенный в 1855 году заводом Rogers, Ketchum & Grosvenor. Во время Гражданской войны получил известность после произошедшего 12 апреля 1862 года инцидента, известного как Великая паровозная гонка. В настоящее время хранится в Южном музее истории Гражданской войны и локомотивов в городе Кеннесо (Джорджия) и занесён в Национальный реестр исторических мест США.

Локомотив был построен в декабре 1855 года на заводе Rogers, Ketchum & Grosvenor в городе Патерсон (Нью-Джерси) и имел серийный номер 631. Паровоз за 8850 долларов приобрела компания Western and Atlantic Railroad в штате Джорджия, которая присвоила ему имя «Генерал». С 1856 года паровоз начал обслуживать пассажирские и грузовые поезда.

12 апреля 1862 года «Генерал» вёл грузопассажирский поезд Атланта — Чаттануга, когда на станции Биг-Шанти (ныне Кеннесо) локомотивная бригада вместе с пассажирами отправилась на обед в привокзальное кафе (вагонов-ресторанов на то время ещё не было). Воспользовавшись этим, в паровоз проникла группа из 20 рейдеров из армии Севера под руководством Джеймса Эндрюса (до станции они ехали под видом пассажиров) и угнала его. Целью захватчиков было сжечь железнодорожные мосты, тем самым блокировав пути снабжения армии в Чаттануге. Однако упорство преследовавшей их поездной бригады, которые пересели на другой паровоз — «Техас» — нарушило планы северян. К тому же, в этих условиях рейдеры не имели возможности пополнить запасы топлива и воды. В результате, когда давление пара в котле упало, диверсанты оставили «Генерала» в двух милях севернее города Рингголд, после чего скрылись.

После погони в будку паровоза поднялся Энтони Мёрфи — диспетчер паровозного парка дороги, который подтвердил наличие низкого уровня воды в котле. «Техас» дотолкал «Генерала» до Грейсвилла, где было выявлено повреждение латунного подшипника скольжения на левой стороне передней бегунковой оси. Позже «Техас» отвёл «Генерала» в Рингголд, где тот простоял до вторника 15 апреля 1862 года, пока машинист Даниэль Флек (англ. Daniel Fleck) не заменил подшипник, после чего паровоз был возвращён в строй. 2 мая того же года, спустя менее трёх недель после знаменитой погони, «Генерал» опять вёл поезд, в котором ехали Джеймс Эндрюс со своими сообщниками. Но на сей раз они уже ехали как арестованные (всех их схватили в течение недели) на суд в Атланту.