Техас (паровоз)


W&ARR №49 «Texas»паровоз с осевой формулой 2-2-0 (по классификации Уита4-4-0). Получил известность после произошедшей 12 апреля 1862 года «Великой паровозной гонки», в которой «Техас» был основным локомотивом преследователей.

Паровоз был выпущен в 1856 году предприятием Danforth, Cooke and Company[англ.] в Патерсоне (штат Нью-Джерси) и осенью передан заказчику — Западно-Атлантической железной дороге; его первоначальная стоимость составляла $9050. Так как дорога в те годы имела ширину колеи 5 футов (1524 мм), паровоз также был построен на данную колею. Из Паттерсона его водным путём доставили в Саванну, затем по путям Центральной железной дороги Джорджии — в Мейкон, а оттуда по путям Мейкон-Восточной дороги — в Атланту[1].

Одной из первых модификаций локомотива в мастерских дороги стала замена метельника из стержней на выполненный из листового железа конструкции Ричарда Сэя (Richard A. Saye) — отличительная черта всех локомотивов данной дороги в то время. На дороге «Техас» использовался преимущественно в грузовом движении[1].

С началом военных событий дорога стала закреплять свои паровозы за определёнными локомотивными бригадами, которые обслуживали определённые им участки. 11 апреля 1862 года «Техасом» управляла бригада, состоящая из 28-летнего машиниста Питера Джеймса Брэккена (Peter James Bracken) и 15-летнего кочегара Генри Хэни (Henry P. Haney), которая ведя грузовой поезд отправилась из Атланты примерно в 10 утра и около 18 вечера прибыла в Долтон, где осталась на ночёвку. Утром следующего дня [12 апреля] также под управлением Брэккена «Техас» повёл из Долтона в Атланту грузовой состав из 21 вагона. Спустя несколько миль после Эдерсвилла[англ.] машинист вдруг заметил бегущих навстречу кондуктора Уильяма Фуллера и мастера дороги Энтони Мёрфи, которые забравшись на локомотив сообщили, что группа солдат Союза под руководством Джеймса Эндрюса угнали паровоз «Генерал», вероятно, чтобы использовать его для уничтожения мостов. За несколько минут до этого в Эдерсвилле было скрещение грузового поезда с встречным, который состоял всего из трёх вагонов, а вёл их «Генерал», причём в его будке находились четверо незнакомцев. Тогда Брэккен задним ходом вернулся в Эдерсвилл, где оставил свои грузовые вагоны на боковом пути, после чего также следуя тендером вперёд начал преследование захваченного «Генерала»[1].


«Техас» в подвале Циклорамы[англ.] после реконструкции 1936 года