Великая паровозная гонка


Великая паровозная гонка (англ. Great Locomotive Chase[a]), также известная как рейд Эндрюса (англ. Andrews Raid) или рейд Митчела (англ. Mitchel Raid), — военный рейд, осуществлённый в субботу 12 апреля 1862 года в северной Джорджии в период Гражданской войны. Группа добровольцев из армии Союза под руководством гражданского шпиона Джеймса Эндрюса угнала у конфедератов ведомый паровозом «Генерал» поезд и отправилась на нём на север к Чаттануге (штат Теннесси), попутно нанося как можно больший ущерб жизненно важной для конфедеративной армии Западно-Атлантической железной дороге, которая соединяла Чаттанугу с Атлантой, а также обрывая линии связи.

Из-за невозможности сообщить об угоне дальше по дороге, несколько железнодорожников отправились в погоню за рейдерами сперва пешком, а затем используя различные попутные транспортные средства, прежде чем перехватили паровоз «Техас». Преследование велось на протяжении 87 миль (140 км), но в итоге планы налётчиков были сорваны, а сами они не смогли добраться до Чаттануги и были вынуждены бросить захваченный локомотив. В течение нескольких последующих дней рейдеры были схвачены, и многих из них казнили как шпионов.

Данный рейд не оказал влияния на ход Гражданской войны, однако благодаря пропаганде обеих сторон стал одним из её самым ярких эпизодов. Выжившие из отряда Эндрюса стали первыми награждёнными Медалью Почёта.

К 1861 году США имели развитую железнодорожную сеть, а по общей протяжённости путей, которая достигала 30 тысяч миль (48 тысяч км), опережали все остальные страны мира вместе взятые. С началом военных событий железные дороги стали использоваться также для военных перевозок. Офицеры быстро оценили данный вид транспорта, в частности в августе 1861 года генерал Джордж Макклеллан, бывший вице-президент Центральной иллинойской железной дороги, в своём письме Аврааму Линкольну указывал, что своим появлением поезда внесли новый и очень важный элемент в военное дело, так как позволили перебрасывать на определённые позиции из отдалённых районов большие массы войск, а также создали новые стратегические пункты и линии операций[2]. Например, Манассас-Гэпская железнодорожная линия[англ.] сыграла ключевую роль в Манасасской кампании, соединяя армии Потомака[англ.] и Шенандоа, тем самым обеспечивая переброску сил между ними, что в итоге привело к победе Конфедерации. А ранней весной 1862 года генерал конфедератов Томас Джексон в условиях строжайшей секретности смог доставить свои войска из Стонтона в долину Шенандоа, откуда нанёс удар по правому флангу армии Макклеллана[3].


Машинист Питер Брэккен и паровоз «Техас»