Геркулес (пароход, 1832)


«Геркулес» — колёсный пароход Балтийского флота Российской империи, первый в мире пароход с удачной паровой машиной без балансира.

Колёсный пароход водоизмещением 823 тонны. Длина парохода составляла 53,34 метра, ширина без обшивки — 9,75 метра, осадка — 5,18 метра. На пароходе были установлены две паровые машины мощностью по 100 номинальных л. с. каждая[комм. 1]. На испытаниях в сентябре 1832 года скорость судна составила 7,75—8,25 узла. Вооружение парохода в разное время состояло от 22 до 24 орудий. После тимберовки 1843 года длина парохода составила 58,52 метра, а мощность паровой машины 200 номинальных л. с.[2][3]

В 1832 году впервые в России на заводе была построена паровая машина с кривошипно-шатунным механизмом для военного парохода «Геркулес». Это была первая в мире удачная для пароходов паровая машина без балансира[1].

Англичане дважды, в 1822 и 1826 годах, делали попытку изготовить такие машины для своих пароходов, но они оказались неудачными и их пришлось заменить обычными балансирными машинами. Лишь на пароходе «Горгон» (англ. «Gorgon»), спущенном на воду в 1837 году, удалось установить машину прямого действия (без балансира), которая стала работать нормально[4].

Пароход «Геркулес» был заложен на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге 31 декабря 1830 (12 января 1831) года и после спуска на воду 8 (20) августа 1831 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл английский кораблестроитель на русской службе полковник В. Ф. Стокке[2].

В 1843 году подвергся тимберовке в Кронштадте с увеличением длины и переоборудованием в пароходофрегат. Работы по переоборудованию были закончены 4 (16) октября 1843 года и пароходофрегат выведен из дока[5][7].