Германо-турецкий союз


Тайный договор о союзе между Германией и Османской империей был подписан в Константинополе 20 июля (2 августа1914 года[1]. Со стороны Турции его подписал великий визирь принц Саид Халим-паша. Кроме него, в Турции о договоре знали всего два члена правительства — министр внутренних дел Талаат-паша и военный министр Энвер-паша[2]. Со стороны Германии договор подписал германский посол в Константинополе Г. фон Вангенгейм[3].

Договором были фактически установлены союзнические обязательства между двумя государствами, которые впоследствии привели к вступлению Османской империи в Первую мировую войну на стороне Центральных держав.

Германо-османские дипломатические и экономические связи были налажены ещё в 80-х годах XIX века. В то время, однако, рейхсканцлер Германской империи Отто фон Бисмарк придерживался мнения о незаинтересованности Германии в турецких делах, рассчитывая, что такая позиция позволит извлекать выгоду из соперничества других держав на Ближнем Востоке. Это не помешало Дойче Банку в 1887 году приобрести у турецкой казны железнодорожную линию от Хайдар-паша на азиатском берегу Босфора до Измита — гавани на берегу Мраморного моря. Банк также получил от турецких властей концессию на продолжение этой линии от Измита через Эскишехир до Анкары[4].

Кайзер Вильгельм II, в отличие от Бисмарка, проявлял гораздо больший интерес к экономической экспансии в Турции. Полагая, что война с Россией неизбежна, он считал, что в этой войне Турцию необходимо будет использовать как союзника. В связи с этим турецкие железные дороги приобретали для Германии не только экономический, но и военно-политический интерес. В 1893 году султан Абдул-Хамид II передал обществу Анатолийских железных дорог, созданному Дойче Банком, концессию на постройку железнодорожной ветки от Эскишехира до Конии, несмотря на протесты России, Франции и Англии. Строительство было завершено в 1896 году[4].

В 1898 году Германия начала борьбу за концессию на Багдадскую железную дорогу, которая должна была стать орудием окончательного закабаления Турции. Вильгельм II в октябре 1898 года нанёс визит султану, а, выступая в Дамаске, объявил себя другом 300 миллионов мусульман и их халифа, турецкого султана. В январе 1899 года Дойче Банк получил концессию на строительство портовых сооружений в Хайдар-паше. В ответ на претензии других европейских держав Германия заявляла, что нуждается лишь в рынках сбыта и не намерена противодействовать их собственным политическим планам относительно Турции[4].

В ноябре 1899 года Абдул-Хамид издал указ, в котором объявил, что германской компании будет предоставлена концессия на постройку в течение 8 лет железной дороги от Коньи через Багдад до Басры. Однако в апреле 1900 года, по требованию России, султан дал формальное обязательство в течение десяти лет не допускать иностранных концессий на сооружение железных дорог в районах Малой Азии, примыкающих к Чёрному морю и российской границе в Закавказье[4].