Герника (фильм, 1950)


Герника (фр. Guernica) — короткометражный документальный фильм французских кинорежиссёров Робера Эссанса и Алена Рене, снятый в 1949 году и вышедший на экраны в 1950 году. Антивоенный документальный фильм был снят по одноимённой картине Пабло Пикассо на текст написанный Полем Элюаром. На роль чтицы была приглашена актриса Мария Казарес, которая покинула Испанию во время Гражданской войны и обосновалась во Франции.

Первым фильмом Алена Рене стал короткометражный документальный фильм «Ван Гог» (1948), который получил признание критики и ряд международных призов. По мнению С. И. Юткевича этот фильм не являлся простым пересказом биографии художника, а «умело вводил в мир его образов, в поэтику его яростного творчества»[1]. Развивая достигнутый успех А. Рене обращается к дальнейшему синтезу живописи и кино, проблеме связи художника с жизнью. Его интересовало соотношение реальной действительности и художественного творчества выдающихся мастеров на экране, что нашло в таких его документальных фильмах 1950 года как «Гоген» и «Герника»[2].

Антивоенный документальный фильм «Герника» был снят по одноимённой картине Пабло Пикассо на текст написанный Полем Элюаром. На роль чтицы была приглашена актриса Мария Казарес, которая покинула Испанию во время Гражданской войны, а её отец занимал министерский пост в правительстве Второй Республики: «Крупные планы морды разъярённого быка, запрокинутых, искажённых криком лиц, бьющегося в конвульсиях железного коня — фрагменты полотна Пикассо — „монтировались“ с голосом, читающим стихи в сопровождении рояля»[3].

Заинтересованность картиной Пикассо, её связью с судьбой погибших людей и разрушенного города Ален Рене в интервью в 1961 году объяснял следующим образом: «Герника показалась нам первым проявлением тяги уничтожать из любви к уничтожению: опыт, некогда проведённый на человеческом материале, чтобы проверить, что получается». По его словам, он сожалел, что подобная картина-предупреждение была не сделана на десятилетие раньше (до Второй мировой войны), «но фильмы делаются лишь постфактум...»[4].

По словам Алена Рене, первоначальная идея фильма принадлежала Роберу Эссансу, с которым он уже работал над лентой «Ван Гог» и который предложил сценарий. Рене, отмечая вклад его соавтора, говорил по этому поводу: «Не нужно забывать: я всегда работал в сотрудничестве с другими. Однако моё имя упоминают всегда, а их — никогда. Это обидно... особенно для них»[4].