Рене, Ален


Ален Рене́ (фр. Alain Resnais; 3 июня 1922, Ванн — 1 марта 2014, Париж) — французский кинорежиссёр, сценарист, режиссёр монтажа, помощник режиссёра, продюсер и актёр, классик французского киноискусства. Его ранние режиссёрские работы относят к французской «новой волне». Несмотря на продолжительную и продуктивную карьеру, международное признание получил за три ранних фильма: «Ночь и туман» (1955), «Хиросима, любовь моя» (1959), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Дважды удостоен приза Жана Виго: в 1954 и 1956 году.

Ален Рене родился и вырос в Бретани. С детства увлекался кинематографом и в четырнадцать лет уже снял любительской камерой свой первый короткометражный фильм. Одновременно он интересуется фотографией и литературой, особенно Гарри Диксоном, Прустом и Андре Бретоном. Как актёр дебютировал в 1942 году в небольшой роли в фильме «Вечерние посетители». В 1943 году поступает в Институт кинематографии на факультет режиссуры монтажа.

В 1946 году в Германии участвует во фронтовом театре под руководством Андре Вуазена. В том же году он работает помощником режиссёра и режиссёром монтажа в фильме «Париж 1900». Режиссёрским дебютом Алена Рене стал короткометражный документальный фильм «Ван Гог» (1947), завоевавший целый ряд международных призов. Андре Базен защищая его от нападок некоторых критиков в неоправданной вульгаризации живописи писал по поводу этого фильма в 1951 году:

В этой ленте режиссёр рассматривает всё творчество художника как единое огромное полотно, в пределах которого камера движется столь же свободно, как при съёмках любого документального фильма. Прямо с „улицы Арле“ мы „проникаем“ через окно „внутрь“ дома Ван Гога и приближаемся к кровати с красной периной. Точно так же Рене позволяет себе вставить „встречный план“ старой голландской крестьянки, которая входит в дом.— Андре Базен. Живопись и кино[2].

В 1950 году он снимает документальные фильмы «Гоген» и «Герника», которые историк кино Джей Лейда относит к категории искусствоведческих фильмов: «Этот жанр родственен монтажному тем, что почти весь его материал оформлен ещё до того, как к нему приблизился кинорежиссёр». По мнению американского киноведа: «Фильмы Рене о Ван-Гоге и о негритянской скульптуре не просто документации, а разговор со зрителем — художнику было что ему сказать. Этот разговор в фильме „Статуи тоже умирают“ (и о скульптуре, и о колониализме) настолько покоробил французские власти, что фильм запретили»[3]. За последующие десять лет он выпускает ещё несколько документальных фильмов, в том числе о фабрике Пешине.

Мировую известность Рене приобрёл благодаря успешному сотрудничеству с французскими писателями школы «нового романа» со многими из которых был знаком лично. В частности, в 1959 году на экраны вышел его фильм «Хиросима, любовь моя» по сценарию Маргерит Дюрас, а в 1961 году — «В прошлом году в Мариенбаде», сценарий к которому написал Ален Роб-Грийе.