Гзелль, Георг


Георг Гзелль[7] (нем. Georg Gsell; 28 января 1673, Санкт-Галлен — 22 ноября 1740, Санкт-Петербург) — швейцарский живописец, представитель «россики».

Георг Гзелль родился 28 января 1673 года в городе Санкт-Галлене. Получил своё образование в Вене у художника Антони Схоньянса[англ.] (1655—1726). Затем до 1704 года жил и работал в своём родном городе Санкт-Галлене. В 1697 году женился на Марии-Гертруде фон Лоен из Франкфурта-на-Майне. У них было пятеро дочерей, из которых Катерина Гзелль, родившаяся в 1707 году в Амстердаме, позднее стала первой женой математика Леонарда Эйлера[8].

В 1704 году Гзелль переехал в Амстердам. После смерти первой жены в 1713 году, Гзелль женился на Анне Хорстманс, но затем вскоре пара рассталась. В 1717 году Гзель женился в третий раз, взяв в жёны вдову Доротею Марию Хендрикс (1678—1743), дочь художницы Mapии Сибиллы Мериан и художника Иоганна Андреаса Графа. Она также была художницей, которая вместе со своей матерью некоторое время жила в Суринаме, где рисовала представителей местной флоры и фауны.

Во время своего визита в 1716 году в Амстердам Пётр Великий познакомился с Гзелем и предложил ему поступить к нему на службу[9]. В 1717 году он приехал в Петербург со своей женой Доротеей Марией. Президент Академии наук Лаврентий Блюментрост пригласил его преподавать рисунок в школе при петербургской типографии, а затем, с 1726 г. — в фигурном классе Гравировальной палаты при Академии наук[10]. Составлял проекты фейерверков, триумфальных ворот, титульных листов академических изданий. Занимался графической фиксацией экспонатов Кунсткамеры, известен живописными портретами великана Н. Буржуа (ГРМ) и бородатых женщин (не сохр.). Доротея Гзелль создавала натуралистические изображения растений, птиц и насекомых для академических атласов.

Георг Гзелль также оформлял росписями Летний дворец, Грот в Летнем саду, лютеранскую церковь апостола Петра, коронационные триумфальные ворота (1731) и триумфальные ворота на Троицкой пристани. Вместе с Андреем Матвеевым в 1728—1731 годах Гзелль работал над убранством Петропавловского собора и исполнил «картину в купол» и 9 образов Страстного цикла.

Известен ряд портретов его кисти (портрет А. П. Волынского, ГТГ; портрет графа П. А. Толстого, 1722—1727, ГРМ; портрет великана Николая Буржуа, 1716, ГРМ).