Россика (изобразительное искусство)


Россика — термин, использующийся в российской истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII  — первой половине XIX века.

«Термин «россика», которым оперировали старые исследователи, разумеется, условен, хотя удобен в силу своей привычности и лаконизма. Обычно под ним подразумевают произведения иностранцев, работавших в России, главным образом, живописцев, а из них — портретистов»[1].

В Европе этот термин также используется, однако в более широком значении: в широком смысле «зарубежная Россика» — это совокупность всех зарубежных материалов (в том числе эмигрантских), имеющих отношение к России.

Кроме того, многие европейские художники выполняли крупные заказы для российских императоров, не покидая родину. Это касалось даже выполнения настенных и потолочных «росписей», которые, в действительности, в некоторых случаях, выполнялись на холсте или на металле, а потом доставлялись из Европы в Санкт-Петербург и закреплялись в интерьере соответствующего дворца. Такова, например, история плафона «Олимп» для Иорданской лестницы Зимнего дворца, который художник Гаспаро Дициани не позднее 1760 года выполнил, не покидая Италии. Таким же образом работали его современники Франческо Дзуньо (?), Якопо Гуарана, Джамбаттиста Питтони (?), а в XIX веке — Иоганн Георг Хильтеншпергер.