Гуарана, Якопо


Якопо (Джакомо) Гуарана (итал. Jacopo (Jacomo) Guarana; 28 октября 1720, Верона — 18 апреля 1808) — итальянский живописец венецианской школы периода позднего барокко.

Якопо Гуарана родился в Вероне. Работал в основном в Венеции и на её материковых территориях (провинция Венето), а в конце своей деятельности совершил поездку в Равенну для работ по декорации купола церкви Сан-Витале. 28 апреля 1740 года Якопо женился на Катерине Джирелли и затем поселился в приходе Сан-Тома, где двумя годами позже родился его сын Винченцо. Его жена умерла преждевременно 3 ноября 1758 года, а 29 ноября следующего года он женился во второй раз на Франческе Альвара[4].

Гуарана учился живописи сначала у Себастьяно Риччи, а затем у знаменитого Джованни Баттиста Тьеполо[5].

В 1750 году Якопо Гуарана завершил работу над фресками для интерьеров венецианского дворца Ка-Реццонико на Гранд-канале, а в 1780 году — для церкви Сан-Тома. Он также писал картины для церкви Сан-Теонисто в Тревизо и виллы Контарини в Чинто-Эуганео, помогал Тьеполо расписывать плафоны виллы Пизани в Стра. Гуарана писал фрески в Палаццо Бальби, Палаццо Больдо в Сан-Феличе и во многих других дворцах Венеции и венецианской Террафермы[6].

В 1756 году Якопо Гуарана стал членом Венецианской академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Venezia), а в 1774 и 1784 годах её президентом. Он также был членом академий Флоренции и Болоньи.

В анонимном «Сборнике жизнеописаний венецианских живописцев» (Compendio delle vite dei pittori veneziani, 1762) упоминается о работе Якопо Гуараны для России. В 1760 году Гуарана вместе с другими венецианскими художниками (С. и Дж. Бароцци, Г. Дициани, Д. Маджотто, Ж. Б. Питтони, С. Торелли, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Цуньо) получил заказ от будущей императрицы Екатерины II (в то время великой княгини) на создание декоративных панно для Китайского дворца в Ораниенбауме. Гуарана, не выезжая в Россию, написал на холсте для «Китайской опочивальни» дворца панно «Китайское жертвоприношение», с характерными для стиля рококо элементами шинуазри, а также для Будуара плафон «Зефир и Флора» и три аллегорические картины: «Музыка», «Живопись» и «Драма»[7]. А. Н. Бенуа назвал плафон «Зефир и Флора» «одной из самых грациозных фантазий XVIII века»[8].