Риччи, Себастьяно


Себастьяно Риччи (итал. Sebastiano Ricci, Sebastiano Rizzi; 1 августа 1659[1][2][…], Беллуно, Венеция — 15 мая 1734[3][4][…], Венеция[5]) — итальянский художник, представитель оригинального барочно-рокайльного стиля венецианской школы живописи. Его племянником был другой художник-пейзажист Марко Риччи. Многие картины они писали сообща.

На венецианском диалекте фамилия художника пишется и читается «Рицци» (Rizzi). Именно так она выглядит в сохранившихся нотариальных документах. В позднейших источниках по логике унификации была заменена на более распространённое «Риччи»[6]. Риччи, сын Ливио и Андреаны родился в Беллуно, крещён 1 августа 1659 года. С 1671 года был учеником Федерико Червелли (последователя Луки Джордано) в Венеции. По сведениям Томмазо Теманцы первым учителем Риччи был Себастьяно Маццони[7].

В 1678 году, Риччи, бывший учеником в боттеге (мастерской) Риальто, сделал беременными двух девушек, из которых младшая, Антония Венанцио, пыталась отравиться, но безуспешно. Риччи был заключён в тюрьму, но затем освобожден благодаря «знатному лицу», вероятно, принадлежащему к могущественной семье Пизани. Позднее женился на матери своего ребёнка[8].

После освобождения в 1681 году Риччи уехал в Болонью и своё образование продолжил под руководством Джан Джузеппе дель Соле, художника декоративного направления, находившегося под влиянием Паоло Веронезе. Его заказчиком стал герцог Пармы Рануччо II Фарнезе. В 1686 году Риччи выполнил по его поручению алтарную картину «Оплакивание Христа» для церкви Нуово Капучино. В 16871688 годах он создал серию картин со сценами из жизни папы Павла III для дворца герцогини Фарнезе в Пьяченце.

Себастьяно Риччи, вероятно, обладал буйным темпераментом и несносным характером. Хроники сообщают, что он бросил свою жену и дочь в Болонье в 1688 году, чтобы бежать с Маддаленой, дочерью художника Франческо Перуццини, в Турин; здесь, как сообщается, он был арестован и даже приговорён к смертной казни. Благодаря вмешательству герцога Пармского был освобождён, но изгнан из Турина. Риччи, очевидно, пользовался благосклонностью герцога Рануччо Фарнезе, потому что 2 марта 1691 года тот выдал ему «лицензию на фамильярность», своего рода рекомендательное письмо, и назначил ему ежемесячную пенсию. В качестве придворного художника Себастьяно Риччи поселился в Палаццо Фарнезе в Риме. По заказу герцога в 1692—1694 годах он копировал ватиканскую фреску Рафаэля в Станце Пожара в Борго «Коронование Карла Великого папой Львом III», копия предназначалась в подарок французскому королю Людовику XIV. Смерть герцога Рануччо в декабре 1694 года вынудила художника покинуть Рим, он переехал в Милан. Здесь до ноября 1695 года работал над росписью капеллы церкви Сан-Бернардино-деи-Морти.