Риччи, Марко


Марко Риччи (итал. Marco Ricci; 5 июня, 1676, Беллуно, Венето — 21 января, 1730, Венеция) — итальянский художник-пейзажист, живописец и гравёр, мастер офорта, венецианской школы. Театральный декоратор.

Родился в городке Беллуно, сын Джироламо и Джиролама Тревиссои. В большой семье было ещё двенадцать детей, из которых не все достигли зрелого возраста. Марко был племянником художника Себастьяно Риччи, в мастерской которого получил первые навыки рисунка и живописи. В 1696 году Марко Риччи вместе с дядей прибыл в Венецию и первое время они работали вместе, удачно дополняя другу друга[1].

Марко Риччи по сведениям Томмазо Теманцы вынужден был бежать из Венеции, потому что в яростном споре с одним гондольером случайно убил его. Он отправился в Спалато, где познакомился с Антонио Франческо Перуццини из Анконы. С 1704 по 1708 год был во Флоренции и, вероятно, работал над росписью вестибюля Палаццо Питти, ранее заказанной Фердинандо Медичи его дяде Себастьяно Риччи. Марко также участвовал вместе с дядей в росписи Палаццо Фенци[2]. Переехав в Рим, художник работал в жанре пейзажа. Наряду с античными руинами он писал вымышленные пейзажи с древнеримской архитектурой в жанре «каприччи».

В 1708 году лорд Манчестер, британский посол в Венеции, пригласил художника на работу в Лондон вместе с Джованни Антонио Пеллегрини для создания декораций представлений итальянской оперы в Королевском театре на Хеймаркет по заказу управляющего театром Оуэна Суини. Путь художника пролегал через Голландию, страну, которая славилась своими пейзажистами даже в Риме.

Марко Риччи успешно создавал декорации для венецианских театров, таких как Театр Сан-Джованни-Кризостомо (Святого Иоанна Златоуста) и Театр Сант-Анджело, черпая вдохновение у своего друга, архитектора Филиппо Юварра. Вместе с Пеллегрини и Себастьяно Риччи Марко Риччи работал над украшением многих английских дворцов, в том числе он выполнил восемь больших картин для Берлингтон-хаус (Burlington House) в Лондоне на тему «Триумф любви» (в этом здании в то время размещалась Академия художеств)[3].

В Лондоне Марко Риччи написал несколько пейзажей, в том числе в жанре «каприччи», а для Чарльза Говарда, 3-го графа Карлайла — картину «Репетиция оперы» (около 1709 г.) с изображением знаменитой английской певицы Кэтрин Тофтс, выступившей в итальянской опере, а в 1711 году переехавшей в Венецию. В 1716 году Марко и Себастьяно Риччи прибыли в Париж, а в 1718 году вернулись в Венецию. Тофтс в 1717 году вышла замуж за британского консула в Венеции Джозефа Смита, коллекционера и мецената, который стал важным покровителем обоих художников, как и других венецианских живописцев и гравёров. В 1726 и 1727 годах Риччи входил в гильдию венецианских живописцев (Fraglia dei pittori). Художник умер в Венеции 21 января 1730 года.