Пеллегрини, Джованни Антонио


Джова́нни Анто́нио Пеллегри́ни (итал. Giovanni Antonio Pellegrini; 29 апреля 1675, ВенецияВенецианская республика2 ноября 1741, там же) — итальянский живописец, один из крупнейших мастеров венецианского рококо первой половины XVIII века. Помимо работы в Венеции, выполнял декоративные росписи, картины в историческом и портретном жанрах в Англии, Германии, Фландрии, Голландии, Франции, Австрии. Коллекционер живописи и педагог. Одним из его учеников был Антонио Визентини[6].

Пеллегрини родился в Венеции. Его отец, которого также звали Антонио, был сапожником из Падуи. Пеллегрини был учеником миланского художника Паоло Пагани. В 1690 году он со своим учителем совершил путешествие в Моравию и Вену. Вернулся в Венецию в 1696 году. Первые из сохранившихся работ художника написаны после 1796 года. С 1699 по 1701 год художник проживал в Риме. С 1704 года он был женат на Анжеле Каррьера, сестре талантливой художницы Розальбы Каррьера.

В 1709 году Пеллегрини украсил росписями купол в церкви Сан-Рокко в Венеции. «Одаренный типичным космополитизмом венецианца восемнадцатого века, он провел свою очень активную жизнь, как и большинство его крупных соотечественников-художников, переходя из одной страны в другую в Европе, и всюду он оставил следы своего искусства, которые, конечно, не были лишены влияние на более поздний путь живописи мест, которые он посетил, особенно Англии» Giuseppe Fiocco — Enciclopedia Italiana (1935) https://www.treccani.it/enciclopedia/giovanni-antonio-pellegrini_(Enciclopedia-Italiana)/

Пеллегрини неутомимо путешествовал по всей Европе, выполняя многие художественные заказы, что придало его творчеству европейскую известность. В 1708 году Пеллегрини, по приглашению герцога Манчестера, прибыл в Англию, где проработал до 1713 года. Он написал фрески в нескольких английских загородных домах, в том числе в замке Кимболтон графа Манчестера, в замке Говард (где его работы были в основном разрушены в 1940 году), и в Нарфорд-холле, Норфолк, для сэра Эндрю Фонтейна. Историк искусства Майкл Леви, описывая картины Пеллегрини на лестнице в Кимболтоне, отмечал: несмотря на то, что они написаны маслом прямо на стене, «они обладают всей спонтанностью и лёгкостью фрески»[7]. В Лондоне он работал над фресками Норфолк-хауза, которые получили положительный отзыв от мемуариста Джорджа Вертью. В 1711 году Пеллегрини стал директором Академии сэра Годфри Кнеллера в Лондоне. Он представил конкурсный проект для росписи купола нового Собора Святого Павла, и, как говорят, был любимым художником его архитектора, Кристофера Рена. Тем не менее, Пеллегрини проиграл конкурс сэру Джеймсу Торнхиллу.