Каррьера, Розальба


Роза́льба Каррье́ра[1], Роза́льба Джова́нна Каррье́ра[2] (итал. Rosalba Carriera, Rosalba Giovanna Carriera; 7 октября 1675[3], Кьоджа — 15 апреля 1757, Венеция) — итальянская художница: живописец, рисовальщица, мастер рисунка пастелью, и миниатюристка; один из ведущих портретистов стиля рококо венецианской школы рисунка и живописи первой половины XVIII века.

Розальба Каррьера родилась в Венеции в семье юриста Андреа Каррьеры и Альбы Форести, которая занималась вышивкой и кружевоплетением.  Вместе с матерью и сёстрами Розальба занималась плетением кружев и другими ремёслами. Причины, по которым она основала собственную художественную мастерскую, остаются неизвестными. Один из первых биографов художницы Пьер-Жан Мариетт предположил, что, когда кружевная промышленность стала приходить в упадок, Розальбе пришлось найти новые средства обеспечения себя и своей семьи [4]По предположению ряда исследователей, художница начинала как мастер росписи табакерок из слоновой кости; отсюда — её интерес к портретной миниатюре. Розальба Каррьера была среди первых художников, которые использовали слоновую кость вместо пергамента в качестве основы для миниатюр [5].  Вскоре она начала рисовать портреты пастелью. Её работы ценили и приобретали видные иностранные гости Венеции, например, молодые аристократы Гранд-тура и дипломаты. Работы её раннего периода включают портреты Максимилиана II Баварского, ей позировали Фредерик IV, король Дании и Август Сильный, король Польши и курфюрст Саксонии, который приобрёл большую коллекцию её пастелей.

В возрасте двадцати пяти лет в 1704 году художница была избрана в Гильдию Святого Луки и Академию Святого Луки в Риме. В 1716 году в Венеции познакомилась с крупным финансистом и знаменитым коллекционером Пьером Кроза и по его совету в марте 1720 года вместе с семьей переехала в Париж, где её пастели имели огромный успех, став одним из источников нарождающегося искусства рококо. Во французской столице Розальба получила заказ на серию из тридцати шести портретов членов королевской семьи, включая регента и самого короля. Портрет юного Людовика XV — одна из лучших её работ. В Париже Розальба Каррьера вела дневники и обширную переписку, познакомилась с Ватто, написала его портрет. Её учеником в Париже стал самый яркий представитель рококо в шведской живописи Густаф Лундберг. Её зять, живописец Антонио Пеллегрини, женатый на её сестре Анджеле, также был в том же году в Париже. В том же 1720 году Розальба была избрана членом Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже.