Мариетт, Пьер-Жан


Пьер-Жан Марие́тт (фр. Pierre-Jean Mariette; 7 мая 1694, Париж — 10 сентября 1774, там же) — французский меценат, гравёр, историк и теоретик искусства, издатель, коллекционер.

Пьер-Жан Мариетт был представителем большой семьи французских антикваров, коллекционеров, книгоиздателей и гравёров XVII—XVIII веков. Известны Пьер Мариетт Первый (1596— 1657), Пьер Второй (1634—1716), сын которого Пьер-Жозеф Мариетт (?— 1729) — гравёр, работавший по живописным оригиналам А. Ватто. Жан Мариетт Старший (1660—1742), внук Пьера Второго, был известным парижским живописцем, гравёром и издателем эстампов. Гравировал орнаментальные композиции в стиле рокайля по рисункам Н. Пино. Его учеником был Ф. Б. Леписье [6]. Жан Мариетт Старший составил альбом гравюр с видами Парижа конца XVII века в 3-х томах, издававшийся в 1727—1737 годах. Его сын и ученик — Пьер-Жан Мариетт Младший.

После учёбы в коллеже иезуитов в Париже, отец отправил Пьера-Жана в поездку по странам Европы чтобы наладить деловые связи. Сначала Пьер-Жан Мариетт отправился в Амстердам, который в то время был центром антикварной торговли, затем в Австрию и Германию. С 1717 года Мариетт работал в Вене хранителем коллекции произведений искусства принца Евгения Савойского и составил каталог этого собрания. Затем путешествовал по Италии. В Париже составлял каталог эстампов Королевской библиотеки. Приветливый, любознательный и общительный Мариетт наладил контакты с научным и художественным сообществом в Европе, которые он позднее поддерживал посредством переписки. Одними из самых известных корреспондентов Мариетта были Пьер Кроза и граф де Келюс.

В 1722 году Мариетт познакомился с П. Кроза, он составил каталог его выдающейся коллекции и приобрёл у Кроза несколько рисунков. Мариетт написал «Письмо о Леонардо да Винчи» в качестве предисловия к книге Келюса о карикатурах Леонардо (1730). Вместе с Кроза П.-Ж. Мариетт осуществлял знаменитое издание эстампов, получившее позднее название «Кабинет Кроза».

Мариетт собственноручно гравировал и печатал иллюстрации к многим изданиям, в частности к «Курсу архитектуры», который включал «Правило пяти ордеров архитектуры» по Виньоле и примеры проектов от Микеланджело до Огюсте́на-Шарля д’Авиле́ (1760). До смерти своего отца в 1742 году Мариетт Младший уже управлял семейным издательством и торговлей эстампами. Однако в конце концов он продал семейное торговое предприятие «У Геркулесовых столпов» и сосредоточил своё внимание на коллекционировании и изучении истории искусства[7].