Смит, Джозеф (коллекционер)


Джозеф Смит, известный как Консул Смит (англ. Joseph Smith, known as Consul Smith, 1682 — 6 ноября 1770, Венеция) — дипломат, британский консул в Венеции, антиквар, коллекционер произведений искусства и меценат.

Джозеф Смит получил образование в Вестминстерской школе (Westminster School) в Лондоне при Вестминстерском аббатстве. В Венеции Смит в 1700 году поселился в Палаццо Бальби (позднее оно было названо его именем) на Гранд-канале, где располагалась импортно-экспортная торговая компания и коммерческий банк Томаса Уильямса, британского консула. В 1720 году Уильямс покинул Венецию и Смит возглавил компанию, заработав значительное состояние. Вскоре Смит приобрел репутацию знатока и коллекционера книг, рукописей, венецианской живописи XVI—XVII веков, монет, медалей, античных гемм, рисунков и гравюр.

О назначении Джозефа Смита британским консулом в Венеции было объявлено 24 марта 1743 года по старому стилю (1744 г. по современным датам), после чего он стал известен как «консул Смит». Он занимал этот пост до восшествия на престол короля Великобритании Георга III в 1760 году. В апреле 1740 года Смит приобрёл Палаццо Бальби, получившее в дальнейшем название Палаццо Смит-Манджилли-Вальмарана (в Венеции имеется и другое Палаццо Бальби). В 1743—1751 годах первые два этажа фасада здания для нового хозяина в палладианском, стиле перестраивал Антонио Визентини.

Выдающееся значение Смита в истории искусства XVIII века заключается в том, что он покровительствовал художникам, главным образом венецианским пейзажистам, мастерам ведуты, таким как Франческо Дзуккарелли из Флоренции, венецианцу Джузеппе Зайсу и, конечно, знаменитому Каналетто. Именно Джозеф Смит создал «рынок вкуса» к венецианской ведуте в среде британских аристократов, совершавших Гран-тур по Италии. В качестве коммерческого агента Каналетто в течение нескольких лет, примерно с 1729 по 1735 годы, Смит фактически контролировал творчество художника на пользу им обоим. В 1728—1735 годах Смит организовал воспроизведение в офортах Антонио Визентини тридцати восьми живописных ведут Каналетто и их издание под названием «Город Венеция в видах знаменитого Антонио Каналь» (Urbis Venetiarum Prospectus Celebriores ex Antonii Canal).

Джозеф Смит был также библиофилом и успешным издателем. Английский писатель и коллекционер Гораций (Хорас) Уолпол насмехался над ним как над «венецианским купцом», который ничего не знал о книгах, кроме их титульных листов[8].