Дзуккарелли, Франческо


Джакомо Франческо Дзуккарелли (итал. Giacomo Francesco Zuccarelli; 15 августа 1702, Питильяно, Тоскана — 30 декабря 1788, Флоренция) — итальянский живописец, пейзажист пасторального жанра, вышедший из венецианской школы[2].

Джакомо Франческо Дзуккарелли был третьим младшим из четырёх сыновей в преуспевающей семье Бартоломео, владельца многих виноградников а Питильяно, на юге Тосканы. Примерно в возрасте одиннадцати или двенадцати лет Дзуккарелли начал своё обучение у Паоло Аннези во Флоренции, затем у Джованни-Мария Моранди и Пьетро Нелли в Риме, намеревался посвятить себя «историческому романистскому пейзажу» в духе Клода Лоррена[3].

На следующем этапе своей жизни, уже в Венеции, Дзуккарелли стал склоняться к пасторальной живописи в духе Джузеппе Дзаиса. Хотя Дзуккарелли и родился в Тоскане, его творчество принадлежит к венецианской школе, поскольку он всю жизнь работал в Венеции. В свои произведения Дзуккарелли вставлял маленькое изображение тыквы в качестве своеобразной изобразительной криптограммы; его фамилия дословно переводится с итальянского как «тыквенный» в значении: «голова тыквенной формы» (итал. zucca —тыква, башка, «репа, пустая, лысая голова»; итал. zuccarelli: «тележка, полная тыкв).

Почти сразу же добившись успеха в Венеции, он с самого начала пользовался покровительством, среди прочих, маршала Шуленбурга; британского консула в Венеции Джозефа „Консула Смита“, его постоянного покровителя; и Франческо Альгаротти; который рекомендовал художника курфюрсту Саксонии Августу III.

В 1735 году Дзуккарелли женился на Джустине Агате Симонетти в церкви Санта-Мария-дель-Джильо в Венеции, и у них родилось четыре дочери, первые две умерли в младенчестве, а затем двое сыновей. B 1743 году oн присутствовал на крещении дочери художника Гаспарo Дициани и часто работал с другими живописцами, в том числе с Бернардо Беллотто и Антонио Визентини. Под эгидой консула Смита в середине 1740-х годов он вместе с Визентини создал серию картин с изображениями палладианской архитектуры.

Консул Смит предоставил художнику возможность отправиться в Англию. В первой половине XVIII века Франческо Дзуккарелли совершил поездку в Лондон, где его картины пользовались большим успехом. По возвращении в Венецию, он продолжал писать пейзажи, отправляя многие из них своим аристократическим заказчикам в Вену и Дрезден.