Альгаротти, Франческо


Франческо Альгаротти (итал. Francesco Algarotti; 11 декабря 1712, Венеция3 мая 1764, Пиза) — итальянский писатель, литературный критик и эссеист, позиционировавший себя в качестве знатока живописи и античной поэзии, компетентность которого не раз подвергалась сомнениям и даже разоблачениям. Тем не менее, его роль в западноевропейской культуре XVIII века значительна[5].

Альгаротти был доверенным лицом многих влиятельных особ, в частности короля Пруссии Фридриха Великого, составил для саксонских курфюрстов собрание картин, которое ныне составляет всемирно известную Дрезденскую картинную галерею. Особенно интересны записки Альгаротти: «Путешествие в Россию».

Франческо родился в Венеции в семье богатого торговца да Рокко и Марии Меркати. Начальное образование получил в родном городе, затем год провёл в Риме в Колледжио Назарено (Collegio Nazareno), а в возрасте тринадцати лет вернулся в Венецию, где учился греческому языку у Карло Лодоли. После того, как его отец умер в следующем году, он переехал в Болонью, где «его вкус и культура получили решающий импульс для развития»[6]. На его становление как писателя оказала влияние дружба с Э. Манфреди и Ф. М. Дзанотти. В трудах Болонского института Альгаротти опубликовал свои первые «Заметки по астрономии», чем доказал свою приверженность ньютоновской науке, которую в Болонье считали прямым продолжением наследия Галилея. Альгаротти написал на латыни диссертацию по ньютоновской оптике. В 1729 году Альгаротти опубликовал работу «Правление римских императоров» (Regni de' re di Roma), в которой применил к истории «хронологическую систему Ньютона». Ради совершенствования в греческом языке он отправился на несколько месяцев в Падую, в школу Ладзарини, а затем во Флоренцию к А. М. Риччи.

В Болонье было задумано произведение, которое впервые принесло писателю известность: «Ньютонианство для женщин» (Newtonianesimo per le dame). Книга издана в Венеции знаменитым типографом Джованни Баттиста Паскуали в 1739 году. Она имела громадный успех и считалась «самой популярной научной книгой века». Несмотря на явную галантность и кажущуюся приземлённость, автор книги в форме придуманных «диалогов с прекрасной маркизой, стремится обратить её от фантастических картезианских представлений к истинам ньютоновской механистической теории»[7]. После недолгого пребывания в Венеции и Риме в 1733 году Альгаротти прибыл в Париж, где его образованность, обходительные манеры и располагающая внешность привлекли к нему внимание учёного сообщества и, не в последнюю очередь, светских дам.