Торелли, Стефано


Сте́фано Торе́лли (итал. Stefano Torelli; 24 октября 1704[4], Болонья —22 января 1784, Санкт-Петербург) — живописец исторического и портретного жанров, художник-декоратор, рисовальщик-карикатурист и гравёр, мастер офорта. Торелли писал портреты, алтарные картины, стенные и плафонные фрески в Дрездене и Любеке. В Санкт-Петербурге стал придворным художником императрицы Екатерины II, был одним из первых профессоров Императорской Академии художеств.

Стефано Торелли родился в Болонье в семье художников, его отец — живописец Феличе Торелли, родом из Вероны, мать — Лючия Казалини (1677—1762) также была живописцем-портретистом. От отца Стефано получил первые навыки живописи, а затем учился под руководством Франческо Солимены в Неаполе. От своих родителей он усвоил эстетические принципы Академии Клементины в Болонье, в которой его отец занимал важные должности, а его мать в 1729 году была удостоена почётной лицензии (la patente ad honorem).

Стефано Торелли в 1730-х годах (точная дата не установлена) был в Венеции, затем работал в Неаполе, а потом в Риме, откуда, в 1740 году, его пригласил к себе на службу в Дрезден король польский и курфюрст саксонский Август III. Прежде чем начать работу в Дрездене, Торелли взял на себя задачу расписать потолок зала для аудиенций в перестроенном Эрмитаже маркграфини Вильгельмины Прусской в Байройте. Работа была завершена в 1740 году.

Переселившись ко двору курфюрста, Стефано Торелли в 1741 году был назначен придворным художником (Hofmaler), выполнял множество заказов в резиденциях курфюрста и в аристократических домах, а также выполнял рисунки для сборника гравюр с картин собрания Дрезденской картинной галереи. Он также расписывал комнаты в дрезденском Цвингере, расписал потолок в Мраморном зале дворца Мартинскирхен и написал картины для замка Альтдёберн (Schloss Altdöbern)[5].

Из-за Семилетней войны 1756—1763 годов Торелли потерял работу в Саксонии. Вместе со своим помощником и учеником Франческо Гандини он отправился на север, где в 1759—1761 годах украсил зал для аудиенций в Любекской ратуше десятью аллегорическими картинами. Также в Любеке он женил свою дочь Камиллу на коменданте города.

После прусско-русского сепаратного мира в 1762 году по инициативе И. И. Шувалова Стефано Торелли был приглашён к российскому императорскому двору. На лодке из Гамбурга в Кронштадт, затем вверх по Неве, он прибыл в Санкт-Петербург осенью того же года, где 7 октября 1762 года поступил на службу в Академию художеств (вероятно, по рекомендации болонского живописца Серафино Бароцци, давно работавшего в российской столице и пригородных дворцах)[6].