Цвингер


Цвингер (нем. Zwinger — «ловушка, клетка», от нем. Zwinge — тиски) — архитектурный комплекс дворцовых зданий в Дрездене, столице Саксонии. Построен в стиле южногерманского барокко. Расположен в северо-западной части «Внутреннего старого города» (нем.  Innere Altstadt). Цвингер — средневековый фортификационный термин, означающий пространство между бастионами, сходящимися под острым углом. Иной вариант: узкое пространство между внешней и внутренней крепостными стенами типа древнегреческих дипилонских ворот. Попадая в такое пространство, враг оказывался зажатым в ловушке под перекрёстным огнём бастионов[1].

В настоящее время здания Цвингера занимают музеи, среди которых: Физико-математический салон, Собрание фарфора, скульптурное собрание и Дрезденская картинная галерея, официальное название: Галерея старых мастеров (нем. Gemäldegalerie Alte Meister)[2].

В 1709 году курфюрст саксонский Август II Сильный (Фридрих Август I Саксонский) и король Польский Август II решил превратить старую крепость Дрездена в роскошный дворец с парком, фонтанами и оранжереями. До этого рядом уже существовал королевский сад (Zwingergarten), а деревянная оранжерея для выращивания цитрусовых была встроена между крепостными стенами. Архитектор Маттеус Даниель Пёппельман предложил проект, предполагающий перестройку крепостных стен в замкнутое каре: двухэтажную галерею с аркадами первого этажа, угловыми павильонами и прогулочной террасой с балюстрадой, вазонами и статуями верхнего яруса. Внутри возникала большая сценическая площадка под открытым небом, а с верхних террас зрители могли наблюдать за происходящим. Строительные работы начались в 1715 году.

Перестроенный Цвингер стал излюбленной декорацией для проведения придворных праздников, фейерверков и театральных представлений (курфюрст Август особенно ценил итальянский театр и оперу). В 1729 году Пёппельман выпустил серию из 22 гравюр по меди, посвящённых празднествам Цвингера. Виды Цвингера в XVIII веке запечатлел в живописных ведутах, работавший в 1747—1752 годах в Дрездене венецианский живописец Бернардо Беллотто. Эти картины экспонируются в залах первого этажа Галереи старых мастеров с окнами, открывающимися на сады Цвингера.

Северо-восточная часть Цвингера долгое время оставалась недостроенной (была закрыта временной стеной), так как планировалось создание парадного фасада, обращённого к набережной Эльбы. Последующий проект предусматривал создание семи просторных дворов, из которых сам Цвингер был бы только первым. Таким образом предполагалось создать самую роскошную резиденцию в Центральной Европе. Предположительно, к 1726 году на строительство Цвингера была затрачена огромная по тем временам сумма в 900 000 талеров[3].