Гидротипная печать


Гидроти́пная печа́ть, гидроти́пия (от др.-греч. ὕδωρ — вода и τύπος — отпечаток) — субтрактивная технология цветной фотографии, основанная на эффекте образования рельефного изображения на задубленном желатиновом слое. Печать позитивного изображения происходит водорастворимыми красителями, которыми пропитаны желатиновые рельефы[1]. За пределами России процесс известен под названием «Техниколор»[2][3].

Процесс гидротипии разработан в конце 1920-х годов компанией «Техниколор» специально для использования в цветном кинематографе[1]. За короткое время гидротипная печать заменила сложную пигментную фотопечать и получила распространение в цветной фотографии. В 1928 году Эдмонд Уилер на основе процесса «карбро» предложил способ контактного отбеливания, ставший популярным вариантом гидротипной фотопечати под названием «дайбро» (англ. Dyebro)[4]. Однако, наиболее широкое распространение получила технология, разработанная компанией Eastman Kodak, и основанная на дубящем отбеливании хромовокислыми солями[5][6]. Цветную фотопечать гидротипным способом на бумаге использовали в 1940-50-х годах[1]. Бумага для гидротипной печати содержала специальные вещества — фиксаторы, способствовавшие закреплению на ней красителя и служащие большей его сохранности.

Однако, наибольшую известность и распространение гидротипия получила, как технология изготовления цветных фильмокопий в кинематографе. Первая успешная технология цветного кино разработана в конце 1920-х годов американской фирмой «Техниколор» (англ. Technicolor). Технология цветного кинематографа «Супер Синеколор» также частично использовала гидротипную печать для нанесения жёлтой краски на цветные фильмокопии, полученные виражным способом на двухсторонней киноплёнке «дипо-фильм». В кинематографе гидротипный процесс сохранял своё значение до конца XX века и применялся до 2002 года для изготовлении прокатных фильмокопий. Высокая устойчивость красителей, применяемых при гидротипной печати, позволяет использовать полученные фильмокопии в качестве эталона при последующей реставрации фильмов. Однако, главным достоинством при массовой печати фильмов считалось практически полное отсутствие в тиражном процессе серебра и ненужность его регенерации[7].