Пигментная фотопечать


Пигме́нтная фотопеча́ть — технология фотопечати, основанная на получении изображения с помощью пигментов, смешанных с желатиной. Благодаря использованию пигментов вместо красителей, фотографии, изготовленные таким способом, отличаются высокой устойчивостью к выцветанию и долговечностью, выгодно отличаясь от хромогенной и даже гидротипной печати.

Основой технологии стала фототипия, изобретённая в 1855 году Альфонсом Пуатвеном в качестве разновидности безрастровой плоской печати. В дальнейшем эта техника была усовершенствована, а в 1868 году приспособлена Дюко дю Ороном для субтрактивной цветной фотографии, где оставалась популярной до середины XX века[1][2].

Процесс основан на светочувствительности так называемой хромированной желатины, открытой Тальботом в 1852 году[3][4]. Бихроматы под действием ультрафиолетового излучения меняют свойства желатины, теряющей растворимость в горячей воде. Для печати используется специальная фотобумага, в толстом желатиновом слое которой содержится мелко растёртый графит, благодаря чему технология запатентована Джозефом Своном в 1864 году под названием карбоновая печать[5][6]. В некоторых источниках встречается термин «угольная печать», относящийся к этому же процессу[7][8]. Кроме графита, дающего чёрно-белый снимок нейтрального оттенка, могут быть использованы пигменты, нерастворимые в воде, и позволяющие получать любой тон отпечатка[9].

Непосредственно перед контактной печатью с крупноформатного негатива фотобумага сенсибилизируется в растворе хромпика, а затем экспонируется солнечным светом. Под действием ультрафиолетового излучения происходит фотохимическое дубление засвеченных участков желатины, становящихся нерастворимыми[10]. Проявление снимка производится горячей водой, смывающей незадубленную желатину, и образующей на светочувствительном слое рельеф, соответствующий изображению. Толщина несмываемой задубленной желатины и количество оставшегося в ней графита пропорциональны полученной экспозиции. Таким образом, оптическая плотность участков, получивших наибольшую экспозицию максимальна, а в местах, не затронутых светом — минимальна. В результате после лабораторной обработки получается позитив, долговечность которого ограничена лишь свойствами желатины и подложки.