Гилпин, Уильям (художник)


Уильям Гилпин (англ. William Gilpin, 4 июня 1724, Камберленд, Северо-западная Англия — 5 апреля 1804) — английский священник и художник романтического направления, поэт, эссеист, рисовальщик, акварелист и гравёр, теоретик изобразительного искусства. Его младший брат — художник-анималист Сори Гилпин (1733—1807); племянник — акварелист и садовый мастер Уильям Сори Гилпин (1762—1843).

Отец Уильяма был капитаном вооруженных сил и художником-любителем. С детства Уильям увлекался рисованием и коллекционированием гравюр. Его младший брат Сори Гилпин впоследствии стал профессиональным художником, а Уильяму досталась карьера священника. В 1748 году он окончил колледж Королевы в Оксфорде.

Ещё в годы учения Гилпин сочинил и опубликовал «Диалог о садах в Стоу в Букинхэмшире» (A Dialogue upon the Gardens… at Stow in Buckinghamshire, 1748). Книга совмещала жанры путеводителя по знаменитому парку и эстетического эссе о природе живописности. Гилпин работал школьным учителем, а затем, в 1755 году, стал директором школы в Саттоне на южной окраине Лондона. Он стал успешным и уважаемы педагогом. С 1777 года переехал с женой Маргарет в Нью-Форест, Хэмпшир, где стал викарием местной церкви[3].

В 1768 году Гилпин опубликовал «Эссе об отпечатках» (Essay on Prints), в котором он определил «пикчуреск» (англ. picturesque — живописность) как «такую красоту, которая приятна на картине» (kind of beauty which is agreeable in a picture). «Эссе об отпечатках» включает три «наблюдения» (remarks): «Приницпы живописной красоты» (The Principles of picturesque Beauty), «Различные виды отпечатков» (The different Kinds of Prints) и «Характеры самых известных мастеров» (The Characters of the most noted Masters). В «Принципах живописной красоты» Гилпин изложил понимание «живописной красоты» (picturesque beauty), основанное на знании английской пейзажной живописи и опыта использования «метода пятен» Александра Козенса, который использовал случайные пятна и подтёки краски (англ. blots) на бумаге для создания причудливых пейзажей. Пятна на бумаге при небольшой доработке образовывали облака, небо, горы и деревья. Сам Гилпин восхищённо пишет о «зелёном бархате мха», древесной коре, покрывающей деревья «узелками и бахромой». Книга в том же 1768 году выдержала два издания[4][5].

В конце 1760-х и 1770-х Гилпин много путешествовал во время летних каникул и применял эти принципы к пейзажам, которые он видел и зарисовывал в путевых тетрадях. Эти тетради передавали друг другу его друзья, среди них — поэт, рисовальщик и садовод Уильям Мэйсон, а те передавали рисунки Гилпина просвещённым меценатам и аристократам: поэту и публицисту Томасу Грею, писателю и антиквару Хорасу Уолполу, королю Георгу III. Идеи Гилпина и концепцию стиля «пикчуреск» развивал английский теоретик искусства Ричард Пэйн Найт в трактате "Аналитическое исследование принципов вкуса (An Analytical Inquiry into the Principles of Taste, 1805).