Пикчуреск


Пикчуреск, или живописный стиль (англ. picturesque, от итал. pittoresco — живописный, картинный) — термин употребляется во многих значениях. Буквально — эстетическое качество живописности, противопоставляемое графичности или скульптурности (осязательности, тактильности) формы в разных видах искусства.

Со временем этим термином стали обозначать историко-региональное художественное течение и даже художественный стиль, развивавшийся параллельно с неоклассицизмом в английском, а затем и в западноевропейском, искусстве второй половины XVIII века. Стиль «пикчуреск» складывался в качестве романтической оппозиции рационализму, тенденции к соблюдению точности и ясности, которая наметилась в XVIII веке, в эпоху Просвещения. При этом акцентировались идеи и качества природной чувственности, сентиментальности, разнообразия и неупорядоченности форм.

В редких случаях термином «живописная манера» (фр. genre pittoresque) в середине XVIII века обозначали необычные для того времени, причудливые орнаментальные композиции художников французского рококо: Николя Пино, Жюст-Ореля Мейссонье и Франсуа де Кювилье.

Вначале в его итальянской форме термин «питтореско» означал особенность пейзажа в самой природе, настолько «удачно аранжированной, что походит на картину». Затем «это значение было перевёрнуто и термин стал обозначать, что данный вид заслуживает быть художественно запечатлённым»[1]. В популярной литературе встречается и разговорное выражение: «живописный стиль». Термин «пикчуреск» в конкретно-историческом значении стали употреблять в Англии в середине XVIII века применительно к необычной манере рисовальщика и живописца Томаса Гейнсборо. В индивидуальном стиле этого художника, портретиста и пейзажиста, соединились черты романтического мышления, сентиментализма, влияние французского рококо, но самое главное — необычная для искусства того времени живописная, беглая, почти эскизная манера живописи и рисунка. Его «пёструю» манеру мазка и штриха публика и критика окрестила словечком «пикчуреск»[2].