Гион-мацури


Гион-мацури (яп. 祇園祭) — синтоистский праздник (мацури), отмечаемый ежегодно в течение июля в японском городе Киото[1][2]. Праздник проводит святилище Ясака-дзиндзя совместно с районными общинами[3]. Целью праздника является защита города от эпидемий[1]. Наряду с токийским Канда-мацури[англ.] (神田祭) и осакским Тэндзин-мацури[яп.] (天神祭) входит в тройку крупнейших мацури Японии[4].

В 867 году важный политический деятель Фудзивара-но Мотоцунэ снёс свой дом в Киото и повелел возвести на его месте буддийский храм, посвящённый Годзу-тэнно (牛頭天皇), божеству индийского или корейского происхождения, отводящему эпидемии. С эпохи Камакура Годзу-тэнно стали отоджествлять с синтоистским божеством Сусаноо (которому также приписывали защиту от болезней), и храм преобразовался в комплекс миядэра, то есть в синтоистское святилище под управлением буддийских монахов, в данном случае относящихся к храму Энряку-дзи. Этот комплекс назывался Гион-ся (яп. 祗園社). В эпоху Мэйдзи Гион-ся стал чисто синтоистским храмом и с тех пор называется Ясака-дзиндзя[5][3].

В основе мероприятия лежит буддийский ритуал умиротворения душ горё-э[яп.][6][7]. Праздник был проведён впервые в 869 году по воле императора Сэйва в ознаменование победы жителей Киото над эпидемией чумы[6]. Для изгнания эпидемии по городу пронесли микоси (священный паланкин, в котором переносят ками) из Гион-ся, а в императорском саду Синсэн-эн установили 66 алебард (яп. хоко), символизировавших 66 провинций Японии[1][8]. По другим версиям, началом праздника послужила подобная церемония, проведённая в 970 или 975 году[4]. В X веке праздник становится ежегодным и проводится по сей день[7]. Проведение мероприятия прерывалось дважды: с XIV века до начала XVI, а также во время американской оккупации в 1946—1951 годах[7]. После реставрации Мэйдзи переход на европейский календарь привёл к переносу праздника с седьмого дня шестого месяца (июня) на июль[2][3].