Гиперреализм


Гиперреализм (др.-греч. ὑπέρ — над, сверх; лат. realis — вещественный) — направление в искусстве, ассоциировавшееся первоначально с творчеством европейских фотореалистов 1970-х годов, а затем осмысленное более широко как течения в разных видах современного искусства — живописи, скульптуре и кинематографии[1] конца XX начала XXI века.

Слово «гиперреализм» было придумано Изи́ Брашо́ (Isy Brachot) в 1973 году как французский синоним слова «фотореализм». «Гиперреализм» стал названием большого каталога и выставки в Брюсселе в том же 1973 году. На выставке преимущественно были представлены работы американских фотореалистов Ральфа Гоингса, Чака Клоуза, Дона Эдди, Роберта Бечтли и Ричарда Маклина, но также были включены работы ряда значительных европейских художников, таких как Доменико Ньо́ли (Gnoli), Герхард Рихтер, Конрад Кла́фек (Klapheck) и Ролан Делько́ль (Delcol). С этого момента понятие «гиперреализм» стало использоваться европейскими художниками и дилерами, в отношении художников, развивавших принципы фотореализма. В число современных европейских художников-гиперреалистов входят Готфрид Хельнвайна из Австрии; Виллем ван Вельдхузен и Тьальф Спарнай из Нидерландов; Роже Виттевронгель из Бельгии; Пьер Баррая, Жак Боден, Рональд Бовен, Франсуа Брик, Жерар Шлоссер, Жак Монори, Бернар Рансильяк, Жиль Эйло и Жерар Фроманжер[2].

Гиперреализм начала XXI основан на эстетических принципах фотореализма. Американский художник Денис Петерсон, чьи новаторские работы повсеместно рассматриваются как ответвление фотореализма, впервые использовал термин «гиперреализм» для описания нового стиля и группы художников, который его используют[3][4].

В отличие от фотореализма, гиперреализм отказался от буквального подхода традиционного фотореализма XX века[5]. Художники и скульпторы-гиперреалисты используют фотографические изображения в качестве прототипа для создания более чёткого и детального изображения, которое имеет собственную повествовательную и эмоциональную составляющую[6][7].

Современный гиперреализм основывается на эстетических принципах фотореализма, но, в отличие от последнего, не стремится буквально копировать повседневную реальность. Оставаясь по сути фотографическим, он иначе относится к предмету изображения, представляя его как живой, материальный объект. Объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать иллюзию реальности, но это не сюрреализм, поскольку иллюзия остаётся убедительным изображением (вымышленной) реальности. Текстуры, поверхности, световые эффекты и тени в работах гиперреалистов становятся более четкими и различимыми, чем на эталонной фотографии или даже у самого предмета[8].