Гламур


Гламу́р (от фр. glamour ['ɡlamuʁ] букв. «шарм, секс, обаяние») — эстетический феномен, основанный на принципах гедонизма и связанный с культурой массового потребления, модой и шоу-бизнесом. Для мировоззрения гламура характерны акценты на роскошь и внешний блеск[1].

Культура [1] — это результат восприятия аристократических ценностей пришедшим на смену дворянству классом буржуазии. Аристократические роскошь и сексуальная свобода являлись, с точки зрения протестантской этики нарождающегося класса, запретным плодом, что, однако, не делало их менее привлекательными. Но если для высшего класса эпохи феодализма эти человеческие проявления были естественны, адаптированные для высшего класса нового времени они приобрели черты театральности[2]. Первыми носительницами «чистого гламура» стали куртизанки. Эротика женского тела была и остаётся одной из основ гламура[3].

В специальной литературе также отмечается, что гламур «воздействует на общественное сознание индивидов, прежде всего тем, что замещает созданный коллективным опытом жизненный мир сфабрикованным симулякром или, в более мягкой форме, вводит в жизненный мир сконструированные им компоненты»[4]:12.

Как отметил профессор Уорикского университета Stephen Gundle, автор книги «История гламура» — в саму природу этого явления заложен оксюморон. В основе гламура лежат такие несовместимые пары понятий, как «неряшливая элегантность, доступная эксклюзивность, демократичный элитаризм»[5].

Английское слово glamour возникло в Средние века, как вариант к grammar «грамматика», «книга», заимствованного из фр. grammaire (развитие значений такое: грамматика → сложная книга → книга заклинаний → колдовство, заклинания → чары, очарование; ср. также фр. grimoire, рус. гримуар «книга заклинаний», того же происхождения)[6].

Слово стало широкоупотребительным благодаря Вальтеру Скотту, в чьей поэме The Lay of the Last Minstrel оно обозначает особое волшебство, превращающее людей, их жилища и т. д. в более великолепные версии самих себя[7].