Глинки (усадьба)


«Глинки» — старейшая по архитектуре из сохранившихся дворянских усадеб Подмосковья, принадлежавшая генерал-фельдмаршалу графу Якову Вилимовичу Брюсу (1669—1735), который здесь же и умер. Расположена при впадении реки Воря в Клязьму, на территории современного города Лосино-Петровский, неподалёку от станции Монино. Здания усадьбы занимает санаторий «Монино».

Село Глинково 24 апреля 1727 года покупает у князя Долгорукова После выхода в отставку Брюс покинул обе столицы и уединился от мира в своей подмосковной усадьбе, куда перевёз из Петербурга коллекцию астрономических инструментов и где предавался научным занятиям и хозяйственным заботам.

Ещё в XIX веке в Глинках бытовала история о том, как к Брюсу, имевшему репутацию мага и чернокнижника, по ночам влетал в окно огнедышащий дракон, а также поверье, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках»[1]. В 1735 году петровский сподвижник умер в своём имении Глинки и был похоронен в Немецкой слободе.

Вслед за тем владения фельдмаршала унаследовал племянник, граф А. Р. Брюс, затем его сын Яков, умерший в 1791 году. В начале XIX века усадьбой владел его зять, граф Мусин-Пушкин-Брюс, глава масонской ложи «Астрея». Он находился в непростом финансовом положении и усадьбой занимался мало. После его смерти обветшавшие Глинки часто меняли хозяев. Как правило, это были купцы, стремившиеся выжать из дома Брюса побольше прибыли. Как повествует в книге «Венок усадьбам» Алексей Греч[2],

Сначала это купец Усачёв, потом какая-то помещица Колесова, велевшая скромности ради побросать в пруд всех обнаженных Бахусов и Венусов, украшавших дорожки сада. После Колесовой усадьба переходит в руки купца Лопатина, построившего здесь громадную фабрику. Сообщают, что оставшиеся мраморные фигуры были при нем употреблены в плотину в качестве бута. Удар молнии в дом, который Лопатин превратил в склад хлопка, произвел в нем опустошительный пожар; и вот, подчиняясь суеверным, Лопатин не только отремонтировал его весь — правда, снова в качестве склада, но даже восстановил в нем, как сумел, вышку с часами, конечно, нелепую на «сарае». Вскоре сгорела и лопатинская фабрика, зияющая сейчас на берегу Вори разломанными стенами своих корпусов. Дух Брюса точно витал над усадьбой, карая отношение владельцев к её старине.

Планировка усадьбы нового для Подмосковья дворцового пошиба отличается симметрией. Автор проекта неизвестен[3]. В центре расположен уютный господский дом относительно небольшого размера. Парадный двор перед ним образуют три флигеля, один из которых в обиходе называют кладовой, а другой — лабораторией Брюса. В одном из флигелей помещается скромная музейная экспозиция.