Гном-Рон 14K Mistral Major


Гном-Рон 14K Mistral Major — французский поршневой 14-цилиндровый двухрядный авиадвигатель воздушного охлаждения. Один из основных продуктов компании Гном-Рон, в предвоенный период также выпускавшийся по лицензии в ряде стран. Недостаточная надёжность стала причиной замены его последующей модификацией — Гном-Рон 14N Mistral Major, а затем Гном-Рон 14R Mistral Major.

В конце Первой мировой войны компания Гном-Рон, сделавшая ставку на выпуск ротативных двигателей, оказалась в затруднительном положении, когда выявилась бесперспективность этого типа двигателей. Последовавшие затем финансовые трудности вынудили учредителей передать компанию под управление финансовой группы, возглавляемой банкиром Лазаром Вейлером. Его сын Поль-Луи Вейлер, инженер и бывший военный лётчик, был назначен управляющим директором и занялся восстановлением потенциала фирмы.

Одним из первых действий нового директора было приобретение лицензии на двигатель Bristol Jupiter. В КБ Гном-Рон он был «францизирован» (пересчитан под использование при производстве и обслуживании метрических инструментов и крепежа) и реализовывался в европейских странах, т.к. компания Bristol зарезервировала за собой лишь территорию Британского Содружества. Однако, и Jupiter и его "младший брат" Titan обладали рядом недостатков конструкции головки блока цилиндров, что приводило к перегреву и выгоранию клапанов[3]. Один из подобных отказов привёл сентябре 1928 к катастрофе пассажирского Blériot-SPAD S.56 и гибели нескольких человек, в том числе министра Мориса Бокановски[4].

На авиасалоне 1930 года компания Гном-Рон представила новую модель Titan-K, с цилиндрами нового типа, которые со следующего года стали устанавливаться на всю линейку выпускаемых моторов. Тогда же была представлена и двухрядная версия двигателя 7K — 14-цилиндровый "Mistral Major", который был сертифицирован в январе 1932 года и вскоре начал поступать в ВВС. Были разработаны несколько его модификаций, в том числе с понижающими редукторами и с нагнетателем.

Подобно тому, как в конце 1920-х годов британский Bristol Jupiter стал эталоном однорядных звездообразных двигателей, так и конструкция G&R 14K (а затем и его преемника 14N) в 1930-е годы стала типовой для авиапроизводителей ряда европейских стран, которые приобрели лицензию на его выпуск. Среди них были: Isotta Fraschini и Piaggio (Италия), SABCA (Бельгия), IAR (Румыния), Manfred Weiss (Венгрия), Walter (Чехословакия). Британская компания Alvis успела выпустить 15 двигателей, но начавшаяся война вынудила её отказаться от дальнейших работ.

Некоторые компании модифицировали конструкцию двигателя под своим производственные ограничениям. В итальянской версии 14K производства Piaggio (P.XI bis RC40) слишком сложные кронштейны подшипников коленвала, интегрированные в корпуса ГРМ и компрессора, были заменены простыми дисками, а карбюратор устанавливался в перевёрнутом виде, что привело к появлению иного типа задней части картера.[5].