Годзан


Годзан (яп. 五山制度 Годзан сэйдо, «Система пяти гор»), Годзан дзиссэцу (яп. 五山十刹 Годзан дзиссэцу сэйдо, «Система пяти гор и десяти храмов») — система поддерживаемых государством буддийских монастырских центров школы Чань (яп. Дзэн). Впервые возникает в Китае при династии Южная Сун (1127—1279). Позднее повторена в Японии в период Камакура (1185—1333). Получила развитие в период Муромати (1333—1573), когда оформляется в иерархическую систему храмов из 3 уровней от высшего к низшему: годзан (яп. 五山 «пять гор»), дзиссэцу (яп. 十刹 «десять храмов») (также дзиссацу) и сёдзан (яп. 諸山 «множество гор»). Японская система годзан объединяла в основном обители школы Риндзай. Монастыри годзан стали центрами культурной жизни. В рамках культуры годзан бунка возникли такие явления как искусство годзан бунгэй и литература годзан бунгаку.

Концепция «пяти гор» берет свое начало ещё в раннем индийском буддизме. «Пятью горами» называли 5 главных монастырей в Раджагрихе, столице государства Магадха, где родился Будда Шакьямуни[1].

В конце XII в. с целю контроля над растущей мощью чаньских институций династией Южная Сун создается система ушань («пять гор»), включавшая 5 важнейших монастырей Чань в провинциях Ханчжоу и Минчжоу, над которыми назначался верховный иерарх. В число ушань входили: Цзиншань, Юньиньшань, Тяньтуншань, Цзинцышань и Юйваншань[2]. Ниже рангом были шича — 10 более мелких храмов[3]. Концепция ушань, вероятно, испытала влияние даосизма, где существовала идея о священных «пяти вершинах» уюэ (кит. 五岳), а также китайской нумерологии, где число 5 считалось благоприятным[2].

Хотя сёгуны Минамото и первые сиккэны Ходзё и поддерживали основателя школы Риндзай Эйсая, Дзэн интересовал их только c точки зрения обрядовости как очередное эзотерическое учение[4]. Первым сиккэном из дома Ходзё, на которого Дзэн оказал действительно большое влияние, стал Ходзё Токиёри, активно вникавший в дзэнские концепции и покровительствовавший китайским монахам-эмигрантам. Токиёри интересовался Дзэн в основном руководствуясь духовными мотивами, однако его преемники обратили внимание на возможность использовать учение в практических целях: распространение Дзэн среди самураев должно было способствовать превращению Камакуры в подобный Киото центр интеллектуальной жизни. Вдобавок к этому новое учение не ассоциировалось со старыми школами, которые находились под покровительством столичной аристократии[5]. В 1294 г. сиккэн Ходзё Садатоки ввел ряд правил для дзэнских монастырей, в частности, требовавших наличия лицензии у монахов.