Голицын, Андрей Кириллович


Андре́й Кири́ллович Голи́цын (26 июня 1932, Москва — 24 мая 2023, Москва) — предводитель (с 10 мая 1990 по 2002 год) Российского дворянского собрания и один из организаторов его создания, член Союза художников СССР и Союза журналистов СССР, сопредседатель Земского Движения, член Президиума всемирного Русского Национального Собора, член Президиума Международного Пушкинского общества, почётный член Императорского Православного Палестинского общества и член Политического Консультативного Совета при Президенте РФ.

Представитель княжеского рода Голицыных, ведущих своё происхождение от Великого князя Литовского Гедимина. Родился 26 июня 1932 года в Москве. Отец — князь Кирилл Николаевич Голицын (20 октября 1903 — 20 февраля 1990) — художник-оформитель, внук московского губернатора В. М. Голицына. Мать — Наталия Васильевна Волкова (22 апреля 1906 — 23 июля 1990) — художник-оформитель. Из рода Волковых, сестра Олега Волкова. У Андрея два младших брата: Николай (род. 1933) и Кирилл (1942—1981).

После революции 1917 года все старшие члены в их семье подверглись репрессиям. Отец Кирилл Николаевич первый раз был арестован в 1923 году, двадцатилетним юношей, и осуждён на пять лет по обвинению в контрреволюционных симпатиях. Второй раз отца осудили в 1941 году, в первый месяц войны с Германией, приговорив к десяти годам заключения в лагерь. По освобождении, в 1951 году, отец был отправлен в ссылку на север и в 1956 году реабилитирован. Мать Наталья Васильевна в 1920-х годах была выслана из Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны его семья эвакуировалась из Москвы.

В 1953—1954 годах учился в Московском художественном училище имени 1905 года. В 1962 окончил вечернее отделение графического факультета Московского полиграфического института по специальности художник-график.

С 1957 года А. К. Голицын сотрудничал с издательствами, выполняя работы по оформлению и иллюстрированию произведений художественной литературы. Иллюстрировал Джека Лондона, Бальзака, Флобера. Работы выполнял в технике торцевой гравюры на дереве.

Кроме оформления и иллюстрирования произведений художественной литературы, работал в станковой графике, в которой созданы ряд серий, посвящённых его размышлениям о судьбе России, а, кроме этого, основанные на впечатлениях от его путешествий и творческих командировок по России, в том числе поездки в Арктику и на Чукотку, материалы от которых легли в основу иллюстраций к северным рассказам Джека Лондона.