Голутвин (Коломна)


Голутвин — исторически сложившееся название района города Коломны, прилегающего к одноимённой железнодорожной станции.

Название Голутвин происходит от слова голутва — «вырубка», «просека в лесу», «поляна» (от голый)[1].

Название района происходит либо от слова голутва, которое переводится как лесная просека, вырубка; либо от славянского «голядь» — название балтийского племени, жившего на берегах реки Протвы (граница современных Московской и Калужской областей), либо от древнерусск. «голытьба» — так называли промышлявших здесь разбойников — «верховые» или голутвенные казаки. "Голутва" по-украински - "голытьба", беднота. Ещё одна легенда происхождения названия района уходит корнями в эпоху формирования торговых отношений между Россией и Англией. Лорд Ченслер после первого (случайного ) плавания в Россию и визита в Москву получил грамоты и наставления Ивана Грозного организовать беспошлинную торговлю между странами. Весной 1554 года после схода льда на реках англичане отправились обратно из Москвы сначала по Оке и Волге, далее трактом до Двины, и вернулись к себе на родину, открытым ими морским путем. Во время одной из остановок на Оке Ченслер посетил купеческие перевалочные склады находящиеся на стыке рек в городе Коломне, где Ченслер убедился в возможности организации торговли между Москвой и Лондоном. По легенде он произнес: we will go, get loot and win! Эта фраза со временем трансформировалась в название одного из районов Коломны - Голутвин. Аналогично эта фраза, ставшая названием района Коломны, приписывается английскому послу Энтони Дженкинсону. В 1557 году член Московской компании Энтони Дженкинсон предложил царю открыть торговый путь в Китай через Бухару. Англичане имели сведения о том, что в Китай из Бухары ходят караваны. Царь разрешил проезд до Астрахани. Дженкинсон выехал из Москвы 23 апреля 1558 года, в Астрахань прибыл 14 июля. Путешествие проходило по Москве-реке до Коломны, оттуда по реке Оке до Нижнего Новгорода, а потом по Волге в Астрахань. Из Астрахани Дженкинсон отправился в Бухару. В Бухаре он узнал, что караваны в Китай уже не ходят. Он вернулся в Москву в сентябре 1559 года.[источник не указан 452 дня]

Территория района сформировалась из села Боброва, находившегося на этом месте до середины XIX века. В 1863 году инженер Струве купил этот участок земли у помещика Н. М. Голицына для постройки паровозостроительного завода (ныне — ОАО ХК «Коломенский завод») и железнодорожной станции.