Гонзаго, Пьетро ди Готтардо


Пьетро ди Готтардо Гонзаго (Гонзага) (итал. Pietro di Gottardo Gonzago (Gonzaga), в России — Пётр Фёдорович Гонзага, 25 марта 1751, Лонгароне (Венето) — 25 июля (6 августа) 1831, Санкт-Петербург) — итальянский декоратор, архитектор, теоретик искусства, с 1792 года работавший в России. Мастер ведуты и живописной техники кьяроскуро. Прославился театральными декорациями с эффектами «обмана зрения» (trompe-l'œil). По мнению некоторых историков искусства, Гонзаго — первый театральный художник в современном смысле слова[1].

Пьетро ди Готтардо Гонзаго родился 25 марта 1751 года в Италии, в Лонгароне (провинция Беллуно, область Венето) в семье художника и театрального декоратора Франческо Гонзага (?—1798) [2]. С 14 лет начинал работать вместе с отцом. В Тревизо в 1767 году стал свидетелем виртуозной работы приглашённого в местный театр «последнего из великих Бибиен» — Карло Галли Бибьена, и это повлияло на выбор профессии. В Венеции в 1769 году на его будущее творчество Гонзаго повлияло искусство венецианских мастеров живописной ведуты, прежде всего Каналетто, Франческо Гварди, Б. Беллотто, Д. Фоссати, но более всего — Дж. Б. Пиранези. В Венеции Гонзаго учился живописи у Джузеппе Моретти, а перспективе у Антонио Визентини[3].

В 1771—1776 годах Гонзага проходил обучение в мастерской братьев Бернардино, Фабрицио и Джованни Антонио Галлиари в Милане. В этом городе Гонзаго поразила иллюзорность фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В дальнейшем Гонзаго выработал свой стиль, основанный на иллюзорности архитектурных перспектив, но впечатляющий не грандиозностью барочных фантазий, как у Бибиен, а ясностью и простотой иллюзорно написанной архитектуры, близкой по стилю творениям А. Палладио и М. Санмикели. Гонзаго добавил к этому эффекты светотени (кьяроскуро) и результат стал ошеломляющим. Славу художнику принёс занавес, созданный им для миланского театра Ла Скала (1779), на котором очень точно был изображён тот же театр, только снаружи. Публика разразилась аплодисментами. В последующие годы Гонзаго много работал в Милане и в театрах других городов Италии. В период 1789—1792 годов он оформил около шестидесяти трёх спектаклей. Иногда за один сезон он оформлял более десяти театральных постановок.

В Ла Скала декорации Гонзаго увидел князь Н. Б. Юсупов, будущий директор Императорских театров. В то время он был послом России при Туринском дворе. Но ещё до этого, в 1789 году, архитектор Дж. Кваренги, также знакомый с творчеством Гонзаго, пригласил его для создания декораций в Эрмитажном театре. Но художник прибыл в Россию только в конце 1791 или в начале 1792 года. Наследник Павел Петрович и Мария Фёдоровна сразу привлекли итальянского художника к работам в Павловске, но к императорскому двору его не допускали (возможно, потому, что Гонзаго был масоном). В Санкт-Петербурге уже привыкли к пышным барочным композициям Дж Валериани, А. Перезинотти и Франческо Градицци Младшего[4].