Государственный музей искусств Узбекистана


Музей искусств Узбекистана — основан в 1918 г. как Музей народного университета, позднее Центральный художественный музей, с 1924 г. — Ташкентский музей искусств, с 1935 г. — Музей искусств Узбекистана.

С 1918 по 1935 гг. музей находился в Ташкенте в бывшем дворце князя Н. Романова. При этом с 1929 по 1934 гг. Музей находился на консервации. В 1935 году музей вновь открылся под названием «Узбекистанский музей искусств» в здании Народного дома. После землетрясения 1966 г. Музей был вынужден временно разместиться в здании Дирекции художественных выставок и панорам. Экспозиция была развернута в пяти залах, представляющих русское, западноевропейское искусство, декоративно-прикладное и изобразительное искусство Узбекистана. Остальные фондовые коллекции до 1973 г. хранились в селении Дурмен, в 20 км от Ташкента.

В 1974 г. на месте Народного дома построено новое здание музея (архитекторы И. Абдулов, А. К. Никифоров, С. А. Розенблюм), которое имеет простой кубический объём; фасады расчленены на квадратные элементы конструкциями металлического каркаса, облицованного снаружи штампованными листами анодированного алюминия, стены цокольного этажа и портальный вход — серым шлифованным мрамором. Здание с 4-х сторон остеклено стивитом, что создает в залах ровное матовое освещение.

Первоначальная коллекция музея состояла из 100 произведений искусств князя Николая Константиновича Романова и других частных лиц, национализированных в апреле 1918 года, — живописи и графики русских и западно-европейских мастеров, произведений скульптуры, художественной мебели, фарфора. Сразу же после создания музея его коллекция пополнилась работами из собрания Туркестанского краеведческого музея, а также поступления из музейных фондов Москвы и Ленинграда. Так например в 1920—1924 годах музей получил для постоянного экспонирования 116 произведений русского искусства XVIII начала XX веков: среди них портреты кисти В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репина и многих других. Из частных коллекций музею удалось приобрести около 250 картин дореволюционных художников, писавших свои работы в Средней Азии — И. С. Казакова, Н. Н. Каразина, Р. К. Зоммера.

С 1935–1941 гг. профиль Музея окончательно определился. Было принято решение, что основная роль в формировании его фондов будет принадлежать узбекскому национальному искусству. Тогда же началась активная собирательская и экспедиционная работа в регионах республики, направленная на пополнение коллекции. Также коллекция была пополнена работами местных художников, а позже - и русских живописцев.