Государственный музей истории религии


Государственный музей истории религии (ранее — Государственный Музей истории религии и атеизма Министерства культуры СССР, Музей истории религии и атеизма АН СССР, Музей истории религии АН СССР) — музей в Санкт-Петербурге. С 2000 года располагается по адресу: Почтамтская улица, 14/5, в 1932—2000 годах располагался в здании Казанского собора (до его возвращения Русской православной церкви).

Музей истории религии — единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Собрание музея насчитывает более 180 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н. э.

Музей был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 года и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 года. В основу экспозиции музея легла антирелигиозная выставка, открытая в 1930 году в залах Зимнего дворца в Ленинграде. Официальное открытие музея в Казанском соборе состоялось 15 ноября 1932 года. Инициатором создания музея и его первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В. Г. Богораз-Тан (1865—1936). Не менее важную роль в организации и функционировании музея сыграл М. И. Шахнович, занимавший должность заместителя директора музея с 1944 по 1960 год. В 1976—1986 годах директором музея работал Я. Я. Кожурин.

В 1991 году Государственному музею истории религии был передан бывший дом графа С. П. Ягужинского, впоследствии принадлежавший Почтовому ведомству. В 1980 г. дом был расселен для капитального ремонта. Реставрация дома проходила с 1992 г. по 2000 г.[1]. Здание является выявленным объектом культурного наследия народов РФ.

Сегодня в Государственном музее истории религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:

В феврале 2011 года в музее был открыт специальный детский отдел постоянной экспозиции «Начало начал». Это комплексное интерактивное экспозиционное пространство, ориентированное на детскую аудиторию и дополняющее постоянную экспозицию. Отдел сконструирован как тотальная инсталляция — особое магическое пространство, погружающее маленького посетителя в эпоху мифологического сознания. «Начало начал» демонстрирует важный и неотъемлемый компонент религиозных представлений — представления о возникновении мира и его устройстве.