Государственный театр имени Вс. Мейерхольда


Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГОСТИМ, ГосТиМ) — драматический театр, под разными названиями существовавший в Москве в 19201938 годах[1].

На протяжении всех 18 лет существования театра его возглавлял Всеволод Мейерхольд, ученик К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, бывший актёр Художественного театра, еще в начале XX века разошедшийся во взглядах со своим учителями.

В начале 1938 года ГосТиМ был признан чуждым советскому искусству и советскому зрителю и закрыт, а вскоре был репрессирован и сам Мейерхольд. После реабилитации режиссёра в 1955 году был реабилитирован и его театр.

Всеволод Мейерхольд, окончивший в 1898 году Музыкально-драматическое училище под руководством Вл. Немировича-Данченко, был тогда же приглашён в труппу ещё только создававшегося Художественно-общедоступного театра и принял участие в самых первых его, легендарных спектаклях: играл Василия Шуйского в «Царе Фёдоре Иоанновиче», Треплева в «Чайке», позже стал первым исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах»[2]. Влечение к режиссуре побудило Мейерхольда уже в 1902 году покинуть МХТ и создать собственную труппу, с которой он гастролировал в южных городах Российской империи, первое время продолжая традиции Художественного театра[2].

Начав с постановки пьес А.П. Чехова и М. Горького, Мейерхольд всё более увлекался модернистским репертуаром, что диктовало и поиски новых средств выразительности. Возглавив в 1905 году экспериментальную Студию на Поварской, созданную по инициативе Станиславского, и вдохновляясь поэтикой символизма, Мейерхольд сформулировал программу условно-эстетического театра, предполагавшего стилизацию, подчинение сценического действия музыкальному и декоративному оформленю[3].

Станиславский быстро разочаровался в студии, кредо которой, по его словам, сводилось к тому, что «реализм, быт отжили свой век»; Мейерхольд же начиная с 1906 года ставил спектакли в различных театрах, включая Александринский и Мариинский[4]. Дальнейшие его поиски были связаны с «театральным традиционализмом» — с использованием опыта средневекового театра, искусства гистрионов[5]. Все искания Мейерхольда были протестом против эпигонского натурализма, в его глазах — «буржуазно-мещанского»; теперь он трактовал театральное представление как праздничное зрелище и в то же время тяготел к трагическому гротеску, который должен был опираться на традиции народного площадного искусства[5].