Студия на Поварской


Студия на Поварской (также Театр-студия на Поварской) — экспериментальная театральная студия в Москве, существовавшая в мае—октябре 1905 года[1]. Студия размещалась в помещении театра Немчинова в доме Гирш на углу Поварской и Мерзляковского переулка (зал был разрушен при попадании авиабомбы во время Великой Отечественной войны).

Инициатором создания Студии был К. С. Станиславский, которого постановки пьес М. Метерлинка и Г. Ибсена в Художественном театре побуждали искать способы «передавать сверхсознательное, возвышенное, благородное из жизни человеческого духа»[1]. Внутри МХТ эти постановки вызвали разочарование: «Я не знал, — напишет позже Станиславский в книге „Моя жизнь в искусстве“, — как воплотить на сцене тончайшие передаваемые словами тени чувств. Я был бессилен проводить в жизнь то, что увлекало меня в то время…»[2]. Создавая Студию, он выносил свои эксперименты из стен Художественного театра[1].

К работе в Студии он привлёк покинувшего МХТ ещё в 1902 году Вс. Мейерхольда, считавшего, что современные формы драматического искусства «давно уже пережили себя и не могут удовлетворить интеллигентного зрителя», — в тот момент Мейерхольд, чьё общественное антибуржуазное бунтарство проявлялось и в эстетическом бунте против эпигонского натуралистического искусства, казался Станиславскому единомышленником[1]. Он привлёк к работе в Студии и Валерия Брюсова, который возглавил её «литературное бюро»[3]. Заведовать музыкальной частью был приглашён композитор И. А. Сац, художественной частью — Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин, которые также приняли участие в оформлении интерьеров здания. В труппу Студии были набраны актёры из театров Москвы и Петербурга, среди которых были И. Н. Певцов, В. А. Подгорный, В. В. Максимов.

Открывая Студию 5 мая 1905 года, Станиславский говорил: «Художественный театр, с его натуральностью игры, не есть, конечно, последнее слово и не думает останавливаться на точке замерзания»[4]. Однако для Станиславского опыты работы над символистской драмой не были самоценны, — он стремился к расширению границ и возможностей театрального реализма, перечёркивать весь прежний опыт он не желал[1]. «„Молодой“ театр, — говорил он 5 мая, — наряду с его родоначальником[5] должен продолжать дело и идти далее»[4].

Вскоре после открытия Студии Станиславский покинул Москву, всю режиссёрскую работу предоставив Мейерхольду. Однако ожидания его не оправдались: «Случилось так, — напишет позже Мейерхольд, — что Театр-студия не захотел быть носителем и продолжателем убеждений Художественного театра, а бросился в строительство нового здания с основания»[6].