Гравло, Юбер-Франсуа


Юбе́р-Франсуа́ Гравло́, также Гравело́ (фр. Hubert-François Gravelot, [ɡraˈvlo][1]; собственно Бургиньон [Bourguignon]; 26 марта 1699 — 20 апреля 1773) — французский рисовальщик и гравёр, выдающийся мастер книжной иллюстрации стиля рококо, живописец и педагог; младший брат географа Жана-Батиста д’Анвиля.

Гравло был посредственным учеником, который не извлёк никакой пользы от непродуманного пребывания в Риме, финансируемого своим отцом; когда его средства были исчерпаны, он вернулся домой, так и не побывав в Лионе, художественном центре, который обычно выбирали студенты между Парижем и Римом.

После неудачного коммерческого предприятия его отца в Сан-Доминго, он вернулся в Париж и стал учеником вначале Жана Ресту II, а затем Франсуа Буше.

Годы, проведённые в Лондоне между 1732-45, оказались для него очень плодотворными. Они совпали с периодом, когда Англия и Франция не были в состоянии войны. Несмотря на то, что французские обученные мастера, гравёры и даже некоторые художники уже работали в Лондоне, стиль рококо в роскошных произведений искусства был относительно новым: шелковая промышленность Спиталфилдса, где всегда доминировали парижские нововведения, оказываемые гугенотскими дизайнерами и ткачами, произвела его самые ранние асимметричные и натуралистические цветочные узоры в начале 1730-х годов, а самое раннее идентифицированное полномасштабное серебряное изделие рококо в Лондоне, изготовленное гугенотом во втором поколении Полем Де Ламери, датировано около 1731.

Поездка Гравло не была спекуляцией — он был приглашён работавшим там гравёром и издателем Клодом Дюбоском, готовившим английское издание книги Бернара Пикара «Церемонии и религиозные обычаи … известные Миру». В скором времени Гравло обратил на себя внимание известного гравёра и историка Джорджа Вертью — по словам последнего, манера Гравло «так же аккуратна и правильна, как и Пикара», отметил он в 1733 году «очень любопытное перо, выписывающее аккуратно, в последнее время он был в Глостерширe, где был нанят для рисования памятников, старинных церквей и других древностей … немного пробовал себя в живописи». Позднее в 1741 году Вертью также отметил, что Гравло в «подготовительных рисунках для гравировки и всех других видах работ по золоту и серебру наделен большим гением в плодотворных изобретательных исторических зарисовках и украшениях».

К тому времени Гравло стал центральной фигурой в художественном собрании, которое собиралось в Кофейном Доме Слотера в переулке Святого Мартина и сформировало Академию Святого Мартина, организованную Уильямом Хогартом в помещении своего свёкра сэра Джеймса Торнхилла. Академия Святого Мартина стала неофициальной предшественницей Королевской академии в то время, когда не было никаких публичных художественных выставок в Лондоне, ни ежегодных салонов, как в Париже, ни каких-либо общественных музеев и мест, чтобы посмотреть или скопировать картины с хороших образцов, хранимых в домах богачей и аристократов.