Гражданский национализм


Гражда́нский (либеральный) национали́зм — инклюзивная форма национализма, которая строится вокруг ценности гражданской нации и придерживается традиционных либеральных ценностей политической свободы, либеральной демократии, политического плюрализма, толерантности, терпимости, равенства и прав человека[1][2][3][4].

Гражданские националисты защищают ценность национальной идентичности, заявляя, что она необходима людям для того, чтобы вести осмысленную автономную жизнь[5] и что демократические государства нуждаются в ней, чтобы должным образом функционировать[6]. Гражданский национализм часто противопоставляется этническому национализму.

Гражданская нация — это политическая идентичность, построенная вокруг общего гражданства в определённом государстве. Таким образом, гражданская нация определяется не своим языком или культурой, а политическими институтами и либеральными принципами, которые её граждане обязуются поддерживать. Членство в гражданской нации открыто для всех, кто разделяет эти ценности[8].

Теоретически гражданская нация или государство не стремится продвигать одну культуру над другой[8]. Немецкий философ Юрген Хабермас утверждал, что иммигранты в либерально-демократическом государстве не должны ассимилироваться в культуру принимающей страны, а должны только принимать принципы конституции страны[8].

Более современное определение либерального национализма предложено Юли Тамир в её классической книге «Либеральный национализм» а также в её более поздней книге «Почему национализм». Обе книги утверждают, что современные демократии не могут выжить без национальной основы, которая обеспечивает способ самоопределения народа как политической единицы, заслуживающая самоуправления. Тамир также утверждает, что формирование современного государства всеобщего благосостояния зависело от идеи нации как политической единицы, которая разделяет общую судьбу и общие взгляды[2].

Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д.