Грамота Александра Македонского славянам


«Грамота Александра Македонского славянам», также «Грамота Александра Македонского славянским князьям»[4], «Александров дар»[3], «Послание Александра Македонского к русским князьям»[5], «Послание Александра царя Македонскаго»[6]фальсификация[7], популярная в средневековой славянской историографии легендарная грамота[4]; согласно её тексту славяне существовали ещё во времена Александра Македонского, которому не удалось их покорить, и он вынужден был признать власть славян над значительной частью Европейского континента, выдав им грамоту («привилегию»)[3].

Латинский архетип грамоты имелся в XV веке[3]. Латинские списки известны с XV века[2] в составе чешской хроники, чешские, польские и немецкие списки — с XVI века, итальянские — с начала XVII века[8]. В первой половине XVII века текст грамоты был включён в «Сказание о Словене и Русе», новгородское по происхождению легендарно-историческое сочинение[5][9][8].

Во второй половине XII века польский хронист Винцентий Кадлубек прославлял польских правителей, которые, по его словам, одерживали победы над Александром, Юлием Цезарем и скифами[10].

В чешской и позднее в польской историографии XV—XVII веков получили распространения представления об особом месте славян в античности, согласно которым Александру Македонскому не удалось покорить славян и он вынужден был признать их власть на севере Европейского континента от Ледовитого океана до Итальянских краев, выдав им грамоту («привилегию»). С XV века был известен латинский архетип этой грамоты[3].

Варианты этого «документа» получили различную редакцию разных авторов. В грамоте польского книжника Оржеховского (1554) упоминаются три полководца Александра — Чех, Лех и Роксолан. Последний персонаж был воплощением России. Потомки Ноя из Великопольской хроники XIV века в этом тексте историзированы, изображены как полководцы, а неизвестный античным источникам Рус заменен Роксоланом — эпонимом сарматского союза племен роксолан[7].

Согласно латинскому варианту грамоты «привилегия» была дана «роду Славян (genti Slavorum) или Мосхов» — «славному русскому роду» (glorioso stemmati Ruthico), власть которого распространяется от Варяжского моря до Каспийского. Три вождя Мосхов имеют не соответствующие славянской антропонимии имена Великосан, Хасан и Хауассан. Вступительная ремарка к «привилегии» сообщает, что она «извлечена из рукописных анналов этих самых Мосхов». Мосхи с эпохи Страбона были известны в Армении. В Средневековье они ассоциировались с библейским потомком Иафета Мосохом и жителями Московского царства. По этой причине данные конструкции уже в XVII веке вызывали интерес русских книжников[7].