Гульельми, Грегорио


Грегорио Гульельми (итал. Gregorio Guglielmi; 13 декабря 1714, Рим — 2 февраля 1773, Санкт-Петербург) — итальянский художник-декоратор, мастер настенных росписей, работавший в Италии, Германии и России.

Уроженец Рима. Художественное образование Гульельми завершилось уроками у Франческо Тревизани, однако на его стиль также оказал влияние Себастьяно Конка, который тоже мог быть его учителем. Есть некоторые указания на то, что в 1740-х годах Гульельми учился в Париже, где познакомился с Клодом Жозефом Верне. По окончании обучения у Тревизиани, в Италии, в Риме, он получил покровительство кардинала Алессандро Альбани и, возможно, также кардинала Нери Мария Корсини. В Риме Гульельми были созданы фрески для госпиталя Санто-Спирито-ин-Сассиа (англ.; 1742), церкви Тринита-де-ла-виа-Кондотти (англ.; 1746—1749), и для трапезной августинского монастыря на виа-Рипетта.

В 1752 году Гульельми был приглашен в Неаполь архитектором Фердинандо Фуга, но придворные интриги помешали ему получить какие-либо крупные заказы. Однако, королева Мария Амалия, супруга короля Карла VII, познакомила его со своим отцом, курфюрстом Саксонии Фридрихом Августом II, который пригласил художника работать в Дрезден.

В 1755 году, в Вене, по заказу посла Сардинии Луиджи Джероламо Малабайлы (1704—1773), Гульельми создал фрески, вдохновленные литературными произведениями Пьетро Метастазио, в здании, где сегодня находится Австрийская академия наук. Затем он работал в венском дворце Шёнбрунн, где создал росписи потолочных плафонов в большой и малой галереях. Для здания Венского университета он создал «Аллегорию четырёх факультетов». В 1764 году, по приглашению художницы Софонии Дерихс (1712—1773) и её мужа, Гульельми работал в Берлине. Крупный заказ, предложенный ему королем Станиславом Августом Понятовским для Уяздовского замка, так и не был осуществлён (эскизы работ, заказанных Понятовским, хранятся в Национальном музее в Варшаве и Музее изящных искусств Нанси (Франция)).

В следующем году художник вернулся в Италию, чтобы создать алтарные образы для церкви Кьеза-деи-Санти-Мартири (ит.), росписи для Палаццо-дель-Дюка-ди-Дженова (палаццо Чаблезе; англ.) и роспись «Аллегория четырёх частей света» в Королевском дворце (всё — в Турине). Затем он создаёт две картины для Капелле Коллеони в Бергамо. После этого Гульельми снова вновь отправился в Германию, где в Аугсбурге создал потолочный плафон «Апофеоз просвещённой коммерции» для дворца Шазлер (нем.)[4].

Еще в 1767 году Гульельми отправлял свои работы в Санкт-Петербург, надеясь получить там выгодные заказы. В 1770 году он был, наконец, вызван туда Екатериной Великой при содействии четы Дерихсов, которые уже утвердились при дворе. По другой версии, приглашению Гульельми в Россию способствовал скульптор Этьен Морис Фальконе.