Григорович, Юрий Николаевич


Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, педагог, публицист.

В 1947—1957 годах — солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, в 1961—1964 годах — балетмейстер этого театра. Главный балетмейстер Большого театра в 1964—1995 годах, с 2008 года — его штатный хореограф. Герой Социалистического Труда (1986), народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии РФ (2017) и двух премий Правительства РФ (2002, 2011). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2017), орденов «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней и двух орденов Ленина (1976, 1986).

Один из самых выдающихся хореографов XX века[1]. Автор восьми оригинальных балетов, созданных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе, а также редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра.

Родился в Ленинграде в 1927 году. По инициативе матери и артиста Александра Орлова в десятилетнем возрасте был отдан в Ленинградское хореографическое училище[2]. С началом войны училище эвакуировали в Кострому, затем в Молотов (в 1942 году на сцене Молотовского театра оперы и балета участвовал в премьерной постановке балета Арама Хачатуряна «Гаянэ»). В Ленинград вернулся в июне 1944 года[3]. В 1946 году окончил училище по классу педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева[4] и был принят в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где выдвинулся как гротесковый танцовщик в партиях Половчанина («Князь Игорь»), Нурали («Бахчисарайский фонтан»), Шурале («Шурале»)[5], был первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946).

Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Его первыми балетами были «Аистёнок» Д. Л. Клебанова, «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова (1948)[5], «Славянские танцы» на музыку А. Дворжака (1947). В Театре оперы и балета имени С. М. Кирова сначала ставил танцы в операх, в 1957 году ему доверили сделать полномасштабную работу. Балет С. Прокофьева «Каменный цветок» декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX века. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе — художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра. В 1961 году в содружестве с Вирсаладзе поставил балет Арифа Меликова «Легенда о любви», ставшим выдающимся событием балетного искусства[4].