Грифель


Гри́фель (нем. Griffel от др.-греч. γραφείον[1] — «палочка для письма») — палочка (стержень) из грифельного сланца (разновидности глинистого сланца) для писания на досках из аспидного сланца (так называемых грифельных досках), инструмент в форме карандаша, обычно без деревянного футляра.

Грифели из свинца служили письменными принадлежностями с древнейших времён. В Древнем Египте, Греции, Риме для черчения тонких линий по линейке (разметки для письма папируса или пергамента) использовались маленькие свинцовые диски (лат. plumbum).

Об острых грифелях, применявшихся для рисования и линования, упоминают источники XII века: монах Теофил пишет, что «рисуют на пергаментах стилем, состоящим из сплава трех частей свинца и одной части бронзы». Свинцовый штифт (карандаш), популярный в XIII—XVII веках графический инструмент, был свинцовым грифелем круглого или квадратного сечения, позднее его вкладывали в футляр из металла. Его след был неярким, но достаточно читаемым, что сделало свинцовый штифт незаменимым при работе над подготовительным рисунком. Чтобы линии, оставляемые штифтом на основе, были более чёткими, к свинцу стали добавлять олово — максимальное содержание последнего в смеси было 30 %. Линии свинцового штифта легко растушёвывались, для корректировки рисунка применяли хлебный мякиш. В XIV веке появились стержни из свинца с цинком, получившие название «серебряные карандаши»[2].

Параллельно с этими приспособлениями использовался и карандаш из серебра, собственно палочка из этого металла, серебряный штифт. Штрих серебряного штифта, вначале бледно-серый, со временем, окисляясь, темнеет и получает коричневый оттенок. Для работы с серебряным штифтом требовалось высокое мастерство рисовальщика, так как в рисунок невозможно внести исправления — штифт оставляет след, который нельзя стереть[2]. Серебряный штифт получил широкое распространение, рисовали им только по грунтованным пергаменту или бумаге. С вытеснением грунтованной бумаги цветной (XVI век), рисунки серебром встречаются всё реже. В XVII веке серебряным штифтом рисовали портреты по пергаменту и делали наброски в пергаментных записных книжках. В XVIII веке серебром исполнялись миниатюры, а в XIX веке им пользовались художники, обращавшиеся к опыту старых мастеров (например, прерафаэлиты)[3].

Для рисования также использовались различные свинцовосодержащие руды, нарезанные на стержни. Так как они были хрупкими, то их с XIV века заключали в кожаный либо деревянный футляры, получая прообраз современного карандаша. И свинцовый и серебряный штифты дают деликатные линии, подходящие для работы тонким штрихом. Зачастую рисунок серебряным штифтом художники прорабатывали тушью[4].